Главная Вопрос-ответ Каковы основные идеи Х.-Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук

Вопрос-ответ

Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда Пол Фейерабенд (1924—1974) исходил из того, что существует множество равноправных типов...
Каковы особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея Немецкий философ и историк культуры Вильгельм Дильтей (1833—1911) — представитель...
Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом Культ науки и провозглашение ее как наивысшей ценности развития человеческой цивилизации привел к...
Каковы основные черты новой парадигмы социального познания Из основных причин, вызывающих необходимость разработки новой методологии социального...

Разместить рекламу на сайте

Каковы основные идеи Х.-Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Материал из категории  Вопрос-ответ
02.02.2012 23:14

Каковы основные идеи Х.-Г. Гадамера о соотношении философской герменевтики и гуманитарных наук

Х.-Г. Гадамер (1900—2002) — немецкий философ, один из основоположников философской герменевтики, сущность которой он выразил следующим образом: «Фундаментальная истина герменевтики такова: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им — вот в чем душа герменевтики». В качестве наиболее важных выделим следующие основные философско-методологические идеи Гадамера.

1. Считая «большим ослеплением» фактическое абсолютизирование идеала науки и ее методов, он пытался примирить философию с наукой.

Гадамер стремится показать, что способ познания, связанный с понятием науки и лежащим в ее основе понятием метода, не является ни единственным, ни универсальным. Культурно-историческая традиция знает различные способы человеческого отношения к миру. Научно-теоретическое освоение мира — лишь одна из возможных позиций человеческого бытия, а истина познается не только и не столько с помощью научного метода. Важнейшими вненаучными способами раскрытия истины являются искусство, философия и история.

2. Важной особенностью гуманитарных наук является то, что их предмет — нечто такое, к чему принадлежит с необходимостью и сам познающий. А это означает, что эти науки не могут и не должны механически копировать методологию естествознания. Хотя в социальном познании можно и нужно применять методы естественных наук (например, индуктивный метод), но делать это надо очень осторожно, а главное — учитывать особенности предмета гуманитарного знания (в частности, включенность туда «самого познающего»).

Суть гуманитарных наук не может быть верно понята, если измерять их по масштабу прогрессирующего познания закономерностей. «Напротив, идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исторической конкретности» — а именно, понимание того, каковы этот человек, этот народ, это государство и т. д. Вот почему фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления немецкий философ считает «историчность»: определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает.

3. Герменевтика — это не только и не столько деятельность по осмыслению некоторого текста, но это своеобразная философия понимания опыта мира. Последний не сводится только к опыту науки, но включает в себя также опыт истории, опыт искусства, опыт философии. Три названных вненаучных формы опыта — это три главных измерения, в которых развертывается бытие человека в мире — за рамками науки и ее методов.

4. Истина, согласно Гадамеру, не есть характеристика только познания, но прежде всего — характеристика самого бытия. Она не может быть целиком «схвачена» с помощью метода, а может лишь приоткрыть себя понимающему осмыслению. Истина «свершается», и преимущественный способ ее «свершения» — искусство. Задача герменевтических исследований состоит в том, чтобы раскрыть опыт постижения истины, превышающий область, контролируемую научной методикой.

5. Важнейшая заслуга Гадамера — всесторонняя и глубокая разработка ключевой для герменевтики категории понимания. Понимание для него — способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание — это не столько познание, сколько универсальный способ освоения мира, оно неотделимо от самопонимания интерпретатора, есть процесс поиска смысла («сути дела») и невозможно без предпонимания. Тем самым предметом понимания является не только смысл, вложенный в текст автором, а то предметное содержание («суть дела»), с осмыслением которого связан данный текст.

Гадамер утверждает, что, во-первых, понимание всегда является истолковывающим, а истолкование — понимающим. Во-вторых, понимание возможно лишь в качестве «применения» — соотнесения содержания текста с культурным мыслительным опытом современности. Интерпретация текста, таким образом, состоит не в воссоздании первичного (авторского) смысла текста, а в создании смысла заново.

Тем самым понимание может выходить за пределы субъективного замысла автора, более того, оно всегда и неизбежно выходит за эти рамки.

6. Гадамер в своей философской герменевтике хочет связать в новом синтезе «речь» и «логос», герменевтику и рационалистическую диалектику.

Вместе с тем Гадамер указывает, что хотя герменевтика признает «диалектическое превосходство рефлексивной философии», но видит границы последней — при всех ее несомненных достижениях.

«Придерживаясь» Гегеля, опираясь на его диалектические идеи, Гадамер стремится «сделать шаг дальше гегелевского понимания» тех проблем, которые он находит важными для разработки еврей концепции. Наиболее ценным у Гегеля он считает то, что в рамках мыслительной последовательности вещи сами собой переходят в свою противоположность и «опыт перехода в противоположное» — это и есть подлинный опыт диалектики.

7. Для Гадамера характерно всемерное подчеркивание диалогического характера философской герменевтики как логики вопроса и ответа. Диалог (беседу) Гадамер считает — вслед за Сократом и Платоном — основным способом достижения истины в гуманитарных науках. Всякое знание, по его мнению, проходит через вопрос, причем вопрос труднее ответа (хотя часто кажется наоборот). Поэтому диалог, т. е. вопрошание и ответствование, есть тот способ, которым осуществляется диалектика. Решение вопроса есть путь к знанию, и конечный результат здесь зависит от того, правильно или неправильно поставлен сам вопрос.

Искусство вопрошания — это сложное диалектическое искусство искания истины, искусство мышления, искусство ведения беседы (разговора), которое требует прежде всего, чтобы собеседники слышали друг друга, следовали за мыслью своего оппонента, не забывая, однако, «сути дела», о котором идет спор, а тем более не пытаясь вообще замять вопрос.

Таким образом, диалог, т. е. логика вопроса и ответа, и есть логика «наук о духе», к которой мы, по мнению Гадамера, несмотря на опыт Платона, подготовлены очень слабо. Подчеркивая тесную связь между вопрошанием и пониманием, немецкий мыслитель утверждает: «Кто хочет мыслить, должен спрашивать», т. е. должен ставить проблемы и правильно разрешать их.

8. Согласно Гадамеру, понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляются в «стихии языка». Последний рассматривается как особая реальность, внутри которой человек себя застает. Таким образом, процесс постижения смысла, осуществляемый в понимании, происходит в языковой форме. Язык есть та среда, в которой происходит процесс взаимного договаривания собеседников и обретается взаимопонимание по поводу самого дела. Такое взаимопонимание и достигается «на путеводной нити языка», и языковая структура нашего опыта мира способна охватить самые многообразные жизненные отношения.

 

Источник: Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 308-311 (352с.)




Подобные материалы:
  • Язык науки - 03/07/2013 10:55
    Язык науки 1) язык, специально вырабатываемый учеными для фиксации и передачи максимально точной, однозначной, определенной и обоснованной информации…
  • Этика науки - 03/07/2013 10:41
    Этика науки 1) совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к: 1) научному знанию (когнитивная свобода и когнитивная ответ…
  • Экстраординарная наука - 03/07/2013 10:14
    Экстраординарная наука 1) категория философии науки Т. Куна, обозначающая революционную стадию (состояние) развития научной дисциплины (или более кру…
  • Экономика науки - 03/07/2013 10:06
    Экономика науки 1) область науки и практики, предметом которой является разработка методов и моделей эффективного экономического регулирования научно…
  • Школы в науке - 02/07/2013 21:09
    Школы в науке 1) одна из эффективных форм социальной организации научных исследований, как правило не имеющая формально-юридического статуса.
Последние похожие материалы:
Более поздние похожие материалы:

 

Случаные тэги (tags)

Результаты тестов

Последние результаты
(ПДТСіОС) Тема 05.3 Робота над гіпотезою наук. дослідж. (12 тест.завдань) 33.33 %
(ПДТСіОС) Тема 09.0 Загал. дані про статистику на транспорті (28 тест.завдань) 46.43 %
(ПДТСіОС) Тема 09.0 Загал. дані про статистику на транспорті (28 тест.завдань) 32.14 %
Перейти к тестам
Неоднозначность 1) отсутствие одного (единственного) значения или смысла у понятий и...
Вероятность диспозиционная 1) степень объективной предрасположенности наступления события при реализации определенных условий. Например, степень...
Этическая экспертиза 1) деятельность современных этических комитетов в науке, направленная на проверку того, насколько то или иное исследование связано с...
Абстракция 1) понятие, значением которого является абстрактный объект. Например, понятия силы, массы, ускорения, психики, прямоугольника и т....
Аудиоприложение 1) аудиозапись, чаще всего представляющая собой небольшие монологические комментарии преподавателя, научного работника к проводимым...
Научная революция это формирование научной теории за счет опровержения прежних; отказ от одной парадигмы в пользу другой; расширение научного знания за...
Компьютеризация науки это процесс, сутью которого является оснащение научного пространства новой производительной силой - искусственным интеллектом...
Эвристика (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю) - термин, описывающий метод или процесс, который управляет открытием или...
Социальные функции науки раскрывают роль и значение науки как одной из сфер человеческой деятельности для жизни общества в целом. Функция (лат. function...
Научная картина мира высшая форма систематизации научного знания. Научная картина мира имеет три основных аспекта - онтологический, гносеологический и...

Научные исследования в логистике и на транспорте Copyright © 2011-2018. При использовании материалов сайта - гиперссылка обязательна. All Rights Reserved.

Бесплатный анализ сайта