Главная Вопрос-ответ Чем различаются наука и искусство

Вопрос-ответ

Каковы особенности модели роста знания в концепции П. Фейерабенда Пол Фейерабенд (1924—1974) исходил из того, что существует множество равноправных типов...
Как понимали процесс развития знания Т. Кун и И. Лакатос Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложенная Томасом Куном (1922—1995),...
Как ученые объясняют природу философии науки Современные западные ученые предполагает различение той или иной ориентации философии науки, к примеру,...
Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки В распоряжении философии имеются уникальные средства познания — категории, которые позволяют...

Разместить рекламу на сайте

Чем различаются наука и искусство

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Материал из категории  Вопрос-ответ
25.01.2012 06:45

Чем различаются наука и искусство

Искусство в отличие от науки — это особая форма общественного сознания, связанная с рождением художественных образов, обогащающих человечество широкой палитрой, эмоций, чувств и переживаний и участвующих в надэмпирической трансляции человеческого опыта.

Искусство, в отличие от науки, не только отражает, но и выражает личностные смыслы как жизни отдельного человека, так и поколений. Смысложизненная составляющая искусства преподается наглядно, зримо, образно в живописи, кинематографе, драматургии, хореографии и других жанрах.

В отличие от науки, нацеленной на поиск общей закономерности, искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию, каждой отдельной человеческой жизни. На ее примере выявляется и типическое, и индивидуальное в человеческой, жизни. Искусство может быть и реалистичным, и предельно абстракционистским. История развития искусств описывает многообразие его стилей, выразительных приемов, причины их возникновения и социальную обусловленность трансформаций. Ценности и идеалы искусства исторически конкретны и изменчивы, в отличие от аксиом, формул и законов строгой науки, которые сопровождают цивилизацию на всем протяжении ее развития.

Искусство подвержено преломлению сквозь призму видения и мировосприятия того или иного этоса, в нем проявляется национальный тип мироотношения. И если в науке в общем случае господствует генерализация (обобщение), то в искусстве важна индивидуализация и типизация, которая содержится в ткани художественных образов. Искусство обращено в отличие от науки не к рассудочно-рациональному, а к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия. Для искусства важно предметно изобразительное воплощение идеала красоты и художественно правдивое отношение к миру.

Вопрос о том, что есть прекрасное — всегда вызывал огромные споры. Платон связывает идеал красоты с тем умопостигаемым миром идей, который проникает в саму душу художника. Вместе с тем обращение на природу и поиск идеала красоты, прекрасного в самой природе, был характерен для реализма всех эпох. Таким образом, если для науки целеполагающим регулятивом выступает идея закономерности, то для искусства им оказывается эстетический идеал. В науке важен поиск закономерности, в искусстве — выражение идеала в восприятии мира.

Если для научной деятельности необходима артикуляция и постановка цели и задачи научного исследования, то специфика художественного поиска и отражения действительности допускает неартикулированность, т.е. область невыразимого словами, а воспринимаемого душой. Искусство включает в себя знаковые системы разнообразных видов искусств, однако к ним не сводится. Оно обнажает ту особенность, что искусству нельзя научиться по учебнику, оно воплощает творческое вдохновение и способности, содержит в себе личностные смыслы. Искусство обеспечивает вид удовольствия, который сродни свободному чувству эстетического наслаждения.

Помимо обозначения многоплановой сферы творческой деятельности понятие «искусство» означает еще и мастерство, умение того или иного субъекта, а также искус, искушение, хитрость и обман. Искусство предлагает одну из древнейших форм отражения действительности, своеобразный тип художественного знания, которое предстает как личностно-субъективное отображение мира на основе художественных образов. Оно конструирует специфический мир по отношению к эмпирической действительности и направлено на поиски прекрасного и художественного идеала. Искусство подвержено историческим изменениям, оно находится в зависимости от духа эпохи, а также от способностей того или иного субъекта — творца художественного процесса, от особенностей его духовной и творческой манеры и стилистики, его мышления и ментальности. Искусство может сделать духовный мир науки и ученых предметом художественного отражения. Оно может проникнуть «в святая святых» человеческой гениальности, интуиции, раскрыть тайну человеческих способностей и таланта. Не случайно искусство называют своеобразной энциклопедией человековедения.

В отличие от науки, которая общезначима и надличностна, отражает мир в понятиях и общих закономерностях, в художественном знании человек проявляет свою индивидуальность, творческие способности, закрепляет личностное и глубоко эмоциональное видение мира. Мир предстает как «музей воображения». Искусство сопряжено с богатой палитрой чувств и переживаний, предоставляет возможности для самовыражения человека, способствует познанию отдельных, частных сторон жизни и пограничных жизненных ситуаций, ускользающих из сферы ведения науки.

Итак, личностный, эмоциональный, художественно образный характер отражения мира, своеобразная суггестия — внушение психологически значимой информации — это особенности, которые также отличают искусство от науки. Художественное видение мира нельзя представить как сугубо рациональное. Для художника важны движения души, предощущения, наслаждение, цепь ассоциаций, а не норма, стандарт, законосообразность.

Искусство обеспечивает способ надэмпирической трансляции человеческого опыта и выступает как источник духовного обогащения личности на основании сопереживания судьбам героев и драматическим ситуациям, отраженным в ткани художественного произведения. Вместе с тем мир художественной культуры, оказывая определенное эстетическое воздействие на каждого человека, впускает в свои сферы и одаривает многообразием ощущений лишь эстетически подготовленного. Опредмечивание художественного видения мира, вхождение в сферу искусства формируется в процессе общения с учителем, мастером, но возможно лишь благодаря особым способностям и одаренности личности.

 

Источник: Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 37-39 (352с.)




Подобные материалы:
  • Язык науки - 03/07/2013 08:55
    Язык науки 1) язык, специально вырабатываемый учеными для фиксации и передачи максимально точной, однозначной, определенной и обоснованной информации…
  • Этика науки - 03/07/2013 08:41
    Этика науки 1) совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к: 1) научному знанию (когнитивная свобода и когнитивная ответ…
  • Экстраординарная наука - 03/07/2013 08:14
    Экстраординарная наука 1) категория философии науки Т. Куна, обозначающая революционную стадию (состояние) развития научной дисциплины (или более кру…
  • Экономика науки - 03/07/2013 08:06
    Экономика науки 1) область науки и практики, предметом которой является разработка методов и моделей эффективного экономического регулирования научно…
  • Школы в науке - 02/07/2013 19:09
    Школы в науке 1) одна из эффективных форм социальной организации научных исследований, как правило не имеющая формально-юридического статуса.
Последние похожие материалы:
Более поздние похожие материалы:

 

Случаные тэги (tags)

Результаты тестов

Последние результаты
(ОНИиТС) Тема 04. Организация творческой деятельности (7 тест.заданий) 42.86 %
(ОНИиТС) Тема 03. Эффективность и критер. науч. исслед. (9 тест.заданий) 33.33 %
(ОНИиТС) Тема 02. Наука как система знаний (6 тест.заданий) 66.67 %
Перейти к тестам
Технопарк 1) научно-производственный комплекс на небольшой территории, включающий в себя множество малых наукоемких фирм (научных инкубаторов)....
Семиотика 1) наука, исследующая природу, сущность и закономерности функционирования знаков, любых их систем, а также взаимоотношения между различными...
Классическая модель субъекта научного познания 1) субъектом научного познания является либо индивидуальный эмпирический субъект (конкретный ученый), либо...
Геоцентризм 1) астрономическая система и основанная на ней картина мира, согласно которой Земля находится в центре наблюдаемой Вселенной, а Солнце и все...
Вероятность 1) числовая характеристика степени возможности появления какого-л. случайного события при тех или иных...
Интернализм в науке это методологическая позиция, которая признает самодостаточность науки и влияние на науку и ее развитие только внутренних факторов....
Научная рациональность понятие классической рационалистической философии, выражающее способность мышления продуцировать идеальные объекты, конституируя...
Познание как ценностная функция Современная теория познания содержит многообразие критериев адекватности познавательной деятельности. Это множество...
Дедуктивный метод получения новых знаний в науке Множество высказываний Г дедуктивно предполагает некоторое высказывание А (символически Г |— А), если и...
Секретность научных исследований Проблема закрытости научных исследований имеет длительную историю, но современный вид, характеризующийся громкими...

Научные исследования в логистике и на транспорте Copyright © 2011-2018. При использовании материалов сайта - гиперссылка обязательна. All Rights Reserved.

Бесплатный анализ сайта