Главная Вопрос-ответ Что такое девиантное и анормальное знания

Вопрос-ответ

Какова сущность революции в естествознании конца XIX — начала XX в., открывшей период неклассической науки Как было выше сказано, классическое...
Каковы характеристики взаимодействия науки, экономики и власти Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Наука не только...
В чем состоят особенности метафизического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук Решение вопроса о соотношении философии и частных наук...
Каковы особенности понятийного аппарата философии и науки В распоряжении философии имеются уникальные средства познания — категории, которые позволяют...

Разместить рекламу на сайте

Что такое девиантное и анормальное знания

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Материал из категории  Вопрос-ответ
22.01.2012 22:35

Что такое девиантное и анормальное знания

Термин «девиантное» означает отклоняющееся, выходящее за рамки общепринятого, поведение и отклоняющуюся от принятых и устоявшихся норм и стандартов познавательную деятельность. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопоставлении со средними нормами, разделяемыми большинством членов научного сообщества.

Отличительной особенностью девиантного знания является то, что им занимаются в основном люди, имеющие научную подготовку, но по тем или иным причинам выбирающие весьма расходящиеся с общепринятыми представлениями методы и объекты исследования. Представители девиантного знания работают, как правило, в одиночестве либо небольшими группами. Результаты их деятельности, равно как и само направление, обладают довольно-таки кратковременным периодом существования.

Иногда встречается термин «анормальное знание», который не означает ничего иного, кроме того, что способ получения знания либо само знание не соответствуют тем нормам, которые считаются общепринятыми в науке на данном историческом этапе. Анормальное знание указывает на имеющиеся гипотезы, выводы и теории, которые не соответствуют принятой парадигме. Как правило, анормальное знание поспешно отторгается научным сообществом. Однако факты из истории науки свидетельствуют о беспочвенности скоропалительного отторжения «сумасшедших идей и гипотез». Так, например, идеи Н. Бора о принципе дополнительности считали «дикими и фантастичными», высказываясь о них так: «Если этот абсурд, который только что опубликовал Бор, верен, то можно вообще бросать карьеру физика». «Выбросить всю физику на свалку и самим отправляться туда же». Процесс возникновения термодинамики сопровождался фразами типа: «Бред под видом науки». Такая защитная реакция классической науки по-своему понятна, это своего рода «иммунный барьер», который необходим для выживаемости любого организма. И каждая вновь возникшая идея проходит тщательную и строгую проверку на приживаемость.

Постепенно отношение к девиантным формам познавательной деятельности несколько изменилось, они стали уживаться в ряду научных концепций, так как из их анализа методологи надеялись извлечь серьезные положительные результаты — некое методологическое приращение к традиционализму. В связи с этим возникло подразделение анормального знания на три типа:

-  Первый тип анормального знания возникает в результате расхождения регулятивов здравого смысла с установленными наукой нормами. Этот тип достаточно распространен и внедрен в реальную жизнедеятельность людей. Он не отталкивает своей аномальностью, а привлекает к себе внимание в ситуации, когда действующий индивид, имея специальное образование или специальные научные знания, фиксирует проблему расхождения норм обыденного мироотношения и научного (например, в воспитании, в ситуации общения с младенцами и пр.).

-  Второй тип анормального знания возникает при сопоставлении норм одной парадигмы с нормами другой.

-  Третий тип обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человеческой деятельности.

Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то изначально имеющейся в них потребности. Можно сказать, что вывод, который разделяется современно мыслящими учеными, понимающими всю ограниченность рационализма, сводится к следующему. Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказывать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались. Даже если неожиданные аналогии, тайны и истории окажутся всего лишь «инофон-дом» идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и многочисленная армия ученых.

Достаточно часто звучит заявление, что традиционная наука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в тупик, выход из которого может подсказать вненаучное знание. К вненаучным же дисциплинам относят те, практика которых опирается на внерациональ-ные или иррациональные основания — на мистические обряды и ритуалы, мифологические и религиозные представления. Интерес представляет позиция современных философов науки и, в частности, П. Фейерабенда, который уверен, что элементы нерационального имеют право на существование внутри самой науки.

В конце XX в. в Европе возникло и стало шириться движение, провозгласившее банкротство науки. Оно включало в себя четыре наиболее одиозных течения ниспровергателей научного разума:

1) течения в современной философии, утверждавшие, что статус науки не выше любого функционального мифа;

2) малочисленную, но довольно влиятельную в культуре группу отчужденных маргинальных интеллектуалов (например А. Кестлер);

3) настроения научного сообщества, связанные со стремлением отыскать соответствие между мышлением «Нового века» и восточным мистицизмом, отыскать выход из интеллектуального анархизма наших дней к «хрустально-чистой власти»;

4) радикальное крыло научного направления, склонного к высказываниям, принижающим значение научного знания, типа «сегодняшняя физика — это всего лишь примитивная модель подлинно физического».

Иногда вненаучное знание именует себя как «Его величество» иной способ истинного познания. И поскольку интерес к многообразию форм вненаучного знания в последние годы повсеместно и значительно возрос, а престиж профессии ученого значительно снизился, то напряжение, связанное с негативной тенденцией размыва науки, возросло.

 

Источник: Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 15-17 (352с.)




Подобные материалы:
  • Стыковка областей знаний диагностики и мониторинга (2014, 291с., SM091-013) - 23/03/2016 11:17
    2.1 Выделение общих свойств диагностического подхода для систем транспорта 2.1.3 Стыковка областей знаний диагностики и мониторинга   Появлени…
  • Эмпирическое знание - 03/07/2013 10:26
    Эмпирическое знание 1) ступень (уровень) рационального знания; совокупность высказываний об эмпирических (абстрактных) объектах, получаемая с помощью…
  • Чувственное познание - 02/07/2013 21:07
    Чувственное познание 1) деятельность чувственных анализаторов (рецепторов зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений и т. д.) по фиксации и кодифик…
  • Чувственное знание - 02/07/2013 21:06
    Чувственное знание 1) информация о внешнем и внутреннем мире, получаемая в процессе чувственного познания субъекта. Она возникает в результате воздей…
  • Философия естествознания - 02/07/2013 18:34
    Философия естествознания 1) раздел философии науки, предметом которого является философское осмысление как естествознания в целом, так и отдельных ес…
Последние похожие материалы:
Более поздние похожие материалы:

 

Случаные тэги (tags)

Результаты тестов

Последние результаты
(ОНИиТС) Тема 01. Сущность науч. познания, знаний и науч. иссл.(18 тест.заданий) 0.00 %
(ПДТСіОС) Тема 05.3 Робота над гіпотезою наук. дослідж. (12 тест.завдань) 33.33 %
(ПДТСіОС) Тема 09.0 Загал. дані про статистику на транспорті (28 тест.завдань) 46.43 %
Перейти к тестам
Антропологические основания неклассической науки 1) антропологические предпосылки науки первой половины XX в., согласно которым субъектами научного...
Взаимодействие 1) обмен веществом, энергией и информацией между предметами.
Группа референтная 1) реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном. Понятие «группа...
Методы философского познания 1) совокупность способов построения и обоснования философских теорий и систем. Эти методы разнообразны и зависят от...
Картина мира классической науки 1) мир — это объективная реальность, подчиняющаяся в своем существовании, изменении и эволюции объективным законам. Эти...
Теория В русском языке термин «теория» обозначает любую достаточно связную систему знаний и/или представлений о какой-либо предметной области. Любое...
Опыт это совокупность знаний и навыков, получаемых человеком в процессе взаимоотношения с окружающим...
Методология науки это проблема, вокруг которой вращается вся гносеология и философия науки. Уже в XVII в. идеологи новоевропейской науки отличают науку...
Эффективность существенное отношение изменений на выходе неравновесной системы к изменениям на входе. В основе многих неравновесных процессов лежит...
Наука как социальный институт один из основных аспектов бытия науки, раскрывающий особенности функционирования научного сообщества, регулирования...

Научные исследования в логистике и на транспорте Copyright © 2011-2023. При использовании материалов сайта - гиперссылка обязательна. All Rights Reserved.