Главная Сущность науки Классификация наук (2002)

Что относят к основаниям науки, идеалам и нормам исследования Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет собственные основания, обладает...
Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер Макс Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, историк, экономист, энциклопедический представитель...
Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний Человеческое общество нуждается в способах передачи опыта и знания. Синхронный способ...
Каковы особенности мифологического, художественно-образного и религиозного познания Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества,...

Классификация наук (2002)

Материал из категории  Сущность науки
02.11.2011 20:50

Наибольшую известность получила классификация наук, данная Ф. Энгельсом в «Диалектике природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки.

На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук Б.М. Кедрова. Он различал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др. В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования выделены:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биоло-гия, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2)  гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговеде-ние, история, политология, психология, социальная работа, социология, ре-гионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);

3)  технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

Обратим внимание на то, что в этом Классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

Некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.

В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологи-ческие, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географи-ческие, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социоло-гические, политические, культурология и науки о земле.

Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальнейшему членению. Так, юридические науки, изучающие государственно-правовые явления, делят на следующие группы:

1) исторические (история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений);

2) отраслевые (конституционное право России, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, международное право и др.);

3) прикладные (криминалистика, криминология, правоохранительные органы, юридическая психология, прокурорский надзор, юридическая статистика, судебная медицина и др.).

Помимо названных групп наук В.М. Сырых выделил еще и науки, изучающие государство и право зарубежных стран, а также правовое регулирование международных отношений (государственное право зарубежных стран, международное право и др.). На мой взгляд, они могут быть отнесены к отраслевым либо историческим наукам.

Некоторые авторы теорию государства и права включают в группу историко-теоретических наук. Очевидно, теории государства и права должно быть отведено особое место в комплексе юридических наук. По отношению к другим юридическим наукам она выступает как обобщающая наука и выполняет гносеологическую и методологическую функции.

По родовому предмету исследования можно выделить науки:

- государственно-правового цикла (теория государства и права, конституционное право, муниципальное право и др.);

- гражданско-правового цикла (гражданское право, предпринимательское право, семейное право, гражданское процессуальное право и др.);

- уголовно-правового цикла (уголовное право, криминология, криминалистика, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс и др.);

- административно-правового цикла (административное право, финансовое право, налоговое право, таможенное право и др.);

- историко-правового цикла (история отечественного государства и права, история политических и правовых учений и др.);

- международно-правового цикла (международное право, международное частное право, европейское право и др.).

Существуют и другие классификации наук. Например, в зависимо-сти от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретические), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально-технических проблем.

Оригинальную классификацию наук предложил Л.Г. Джахая. Разделив науки о природе, обществе и познании на теоретические и прикладные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки и отпочковавшиеся от них частные науки. Например, к основным теоретическим наукам об обществе он отнес историю, политэкономию, право-ведение, этику, искусствоведение, языкознание. Эти науки имеют более дробное деление, например, история делится на этнографию, археологию и всемирную историю. Государствоведению как основной прикладной науке корреспондируют политика, управленческое дело, судопроизводство, криминалистика, военное дело, архивное дело. Кроме того, он дал классификацию так называемых «стыковых» наук:

- промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия);

- скрещенные науки, которые образовались путем соединения принципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизика, экономическая география);

- комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение).

В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.

Источник: Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. – С. 26-29 (138 с.)

• Формирование классификации методов транспортной диагностики (2014, 291с., SM091-025) - 24/03/2016 10:24
    4.1 Формирование классификации методов транспортной диагностики   Проблема повышения уровня эффективного использования ресурсов предприятия в у…
  • Существующие классификации систем и условия работы транспорта (2014, 291с., SM091-006) - 17/03/2016 14:18
    1.2 Характеристика систем транспорта 1.2.1 Существующие классификации систем и условия работы транспорта   Приступая к рассмотрению характерис…
  • Язык науки - 03/07/2013 10:55
    Язык науки 1) язык, специально вырабатываемый учеными для фиксации и передачи максимально точной, однозначной, определенной и обоснованной информации…
  • Этика науки - 03/07/2013 10:41
    Этика науки 1) совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к: 1) научному знанию (когнитивная свобода и когнитивная ответ…
  • Экстраординарная наука - 03/07/2013 10:14
    Экстраординарная наука 1) категория философии науки Т. Куна, обозначающая революционную стадию (состояние) развития научной дисциплины (или более кру…
  • Понятие науки (2002) - 02/11/2011 20:17
    Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систе…

(ОНИиТС) Тема 01. Сущность науч. познания, знаний и науч. иссл.(18 тест.заданий) 0.00 %
(ПДТСіОС) Тема 05.3 Робота над гіпотезою наук. дослідж. (12 тест.завдань) 33.33 %
(ПДТСіОС) Тема 09.0 Загал. дані про статистику на транспорті (28 тест.завдань) 46.43 %
Научное обоснование 1) множество (система) процедур научного познания, направленных на определение соответствия различных единиц знания критериям...
Феноменологический закон 1) эмпирический закон.
Умозаключение 1) вывод об истинности некоторого суждения (называемого заключением) на основе других суждений, называемых посылками. В формальной логике...
Априорное знание 1) знание, которое не является результатом опытного исследования объекта, а, напротив, предшествует эмпирическому познанию, составляя...
Авторский лист 1) единица измерения учета объема опубликованных работ (текста), равен 40 тыс. печатных знаков, или 700 строкам стихотворного материала,...
Средневековая логика особый тип мышления, стремящийся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению средствами человеческого...
Моделирование это метод познания, который предполагает построение и изучение модели, а затем перенос полученных данных на моделируемый объект - оригинал....
Социология знания область социологии, исследующая зависимость природы знания от социальных факторов. Термин «социология знания» был введен М. Шелером в...
Мировоззренческие универсалии культуры базовые положения человеческого миропонимания, общепринятые категории восприятия мира, характеризующие культуру и...
Методы научного познания: проблема классификации Научное познание есть институционально закрепленный вид деятельности, в котором освоение человеком...

Научные исследования в логистике и на транспорте Copyright © 2011-2023. При использовании материалов сайта - гиперссылка обязательна. All Rights Reserved.