Вопрос-ответ
Эпистемология |
Материал из категории Термины на русском |
03.07.2013 10:37 |
Метки (тэги, tags): Эпистемология 1) философская теория научного познания; раздел классической философии, предметом которого были вопросы о том, что такое научное познание по сущности (то есть каким оно должно быть), как оно возможно (каковы должны быть основания его бытия), какими методами должно строиться научное знание. Эпистемология зародилась в древнегреческой философии, где сложились два ее альтернативных направления: рационализм (Пифагор, Парменид, Платон и др.) и эмпиризм (Демокрит, Аристотель, Эпикур и др.). Согласно рационалистам, научное знание, научная истина априорны, они имманентны мышлению и «врожденны» ему. Методами их извлечения из глубин мышления, экспликации и последующего созерцания являются «припоминание» души (Платон), логическая рефлексия (Парменид), диалог (Сократ), репрезентация в языке (Зенон, скептики). Согласно же эмпиристам, любые научные истины апостериорны, они есть результат чувственного созерцания субъектом материальных объектов и последующей обработки полученной эмпирической 'информации с помощью мышления и языка (ее систематизации, обобщения, классификации, логического доказательства и т. п.). «Врожденного знания не существует», «сознание человека при его появлении на свет есть чистая доска (tabula rasa)» — постулаты эмпиризма. Традиции рационализма и эмпиризма постоянно воспроизводились на протяжении всей истории философии: рационализм (Р. Декарт, Г.Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Э. Гуссерль и др.); эмпиризм (Дж. Локк, Д. Юм, Ф. Бэкон, П. Гассенди, Дж. Беркли, позитивизм, постпозитивизм, научный материализм и др.). Современная философия науки отвергает как рационалистический априоризм, так и эмпирический сенсуализм как неадекватные реальной науке и реальному процессу научного познания, где всегда, на любом уровне научного познания имеет, место единство и взаимодействие чувственного и рационального знания, эмпирической информации и ее рационального истолкования. В развитой науке не существует ни «чистых» опытных данных, никак не опосредованных мышлением, ни «чистых» мыслительных структур, никак не опосредованных чувственной информацией. Источник: Лебедев С.А. Философия науки: Терминологический словарь. — М.: Академический Проект, 2011. — С. 241-242 (269 с.) Метки (тэги, tags): Последние похожие материалы:
Более поздние похожие материалы:
|
Случаные тэги (tags)
Результаты тестов
Последние результаты | ||
---|---|---|
(ОНИиТС) Тема 01. Сущность науч. познания, знаний и науч. иссл.(18 тест.заданий) | 0.00 % | |
(ПДТСіОС) Тема 05.3 Робота над гіпотезою наук. дослідж. (12 тест.завдань) | 33.33 % | |
(ПДТСіОС) Тема 09.0 Загал. дані про статистику на транспорті (28 тест.завдань) | 46.43 % |
Перейти к тестам |