Вопрос-ответ
Средневековый университет |
Материал из категории Общие проблемы |
23.02.2012 08:43 |
Метки (тэги, tags): Средневековый университет 1. Это аналогичная средневековым гильдиям купцов и ремесленников корпорация магистров, имеющих право определять стандарты высшего образования, преподавать и присуждать претендентам на вступление в данное сообщество ученую степень, позволяющую вести профессиональную преподавательскую деятельность.
Становление первых университетов связано с культурно-образовательным ренессансом XII—XIII вв., в частности, с такими взаимообусловленными процессами, как беспрецедентное расширение списка учебной литературы за счет латинской и греческой классики, комментариев и оригинальных трудов арабских мыслителей; расширение и выход учебной программы за рамки общего и чисто религиозного образования в сторону дисциплинарной специализации курса; наконец, превращение традиционной региональной монастырской и кафедральной школы в интернациональный центр учености и образования с универсальной учебной программой (studium generale). «Studium generale» и есть исконное наименование того, что в наши дни называют «университетом». Термин «universitas» первоначально означал совокупность обучающих и/или учащихся в определенном месте (напр., «университет» преподавателей, «университет» студентов, «университет» тех и других). Официально история собственно университета начинается с того момента, когда это сообщество обретает правовой статус, обеспеченный папской, императорской или королевской грамотой. Так, датой основания Парижского университета, выросшего из кафедральной школы собора Парижской Богоматери, принято считать 1215г., когда его уставы были утверждены папским легатом, хотя они существовали и ранее. Таким же образом учреждение Оксфордского университета датируют В XIII в. возникло более 15 университетов, среди которых университеты в Кембридже, Лиссабоне, Севилье, Тулузе, Анжере, Падуе, Флоренции, Сиене, Неаполе. В XIV в. свои университеты обрели еще 24 европейских города, среди которых Авиньон, Кельн, Гейдельберг, Эрфурт, Прага, Вена, Рим, Пиза. В становлении университетов неоценима, хотя и не во всем однозначна, роль церкви, рассматривавшей образование в качестве одного из средств христианизации общества. Университет находился под местной юрисдикцией епископов, большинство студентов и преподавателей были либо из числа белого духовенства, либо из членов монашеских орденов, преимущественно доминиканского и францисканского. Преподавание велось на языке церкви - латинском. Поэтому не удивительно, что университет был идеологически контролируемой организацией. Так, напр., начиная с Тем самым, поощряя экономическую и юридическую самостоятельность университетов, церковь прямо и косвенно способствовала идеологической автономизации содержания образовательного процесса. Уже к сер. XIII в. в Парижском университете изучаются ранее запрещенные труды Аристотеля, а также Евклида, Птолемея и арабских астрономов (в результате проведенной в Большую роль в процессе реабилитации естественной философии и, следовательно, в определении целей и задач университетского образования сыграла в сер. XIII в. полемика между преподавателями Парижского университета: с одной стороны, это были представители белого клира, а с другой -члены новых нищенствующих орденов. Если первые, ставя вопрос о совместимости монашеского служения с преподавательской деятельностью, полагали целью университета подготовку приходских священников и тем самым отрицали какое-либо существенное различие между университетом и традиционной кафедральной школой, то вторые ставили перед университетским образованием более глобальные задачи. Магистр теологии Парижского университета, доминиканец Фома Аквинский выступил с сочинением «Против нападающих на служение Богу и религию» (Contra impugnantes Dei cultum et religionem, 1256), в котором преподавание как деятельная форма христианской любви была сопоставлена с учительской и евангельской миссией Христа в земной жизни. Томистский тезис о буквальном подражании Христу в деле образования знаменовал поворот от контемплативной концепции самодовлеющего знания к активистской и практической позиции просветительства, поддержку которой доминиканский монах усмотрел именно в «мирской» философии Аристотеля. Основные стандарты учебной деятельности, равно как и правила хозяйственной и правовой жизни университета, были сформулированы во внутреннем уставе. Университет имел выборного ректора, иногда из числа знатных студентов, и подразделялся на факультеты (во главе которых стояли также выборные деканы): теологический, юридический, медицинский и факультет искусств. Если университет Салерно был преимущественно медицинским, а Болонский - юридическим, то славу Парижского университета составляли факультеты теологии и искусств. Факультет искусств традиционно считался подготовительным, поскольку на нем изучались общеобразовательные дисциплины - так называемые «свободные искусства» (artes liberales), сложившиеся еще в Античности и подразделяемые на «тривиум» и «квадривиум». Trivium (или artes formales), восходящий к классической парменидо-платоно-аристотелевской традиции «логико-грамматического» конструирования онтологии, включал в себя грамматику, риторику и логику (диалектику). Quadrivium (или artes reales), идеологию которого составили античные «математические» онтологии пифагореизма и платонизма, включал в себя арифметику, музыку, геометрию и астрономию. В Парижском университете факультет искусств к сер. XIII в. стал, по существу, философским: в тривиуме доминировали логические работы Аристотеля, в квадривиуме - его же физика и метафизика. На этот факультет можно было поступать в возрасте около 15 лет. Курс длился 6 лет и делился на два трехлетних цикла. По окончании первого, выдержав серию экзаменов, студент становился бакалавром (baccalaureus), т. е. младшим учителем, помощником магистра. По завершении второго цикла обучения он проходил испытания на степень magister artium, позволяющую - после выдачи представителями церкви лицензии на преподавание (licentia docendi) в данном университете - проводить публичные лекции. По уставу Парижского университета Магистр искусств мог продолжить обучение на каком-либо из высших факультетов. Здесь существовали свои образовательные стандарты и цензы. Так, на факультете теологии Парижского университета доступ к licentia docendi и соответственно к магистерской степени был возможен, согласно уставу, только после 8 лет обучения и в возрасте не ранее 35 лет. Курс делился на три цикла бакалавриата, посвященных Библии, Отцам Церкви и догматическому богословию. Основными методами преподавания и обучения были чтение вслух (lectio), устный или письменный (как форма экзамена) комментарий изучаемого текста, а также диспут, в том числе экзаменационный и quodlibet, т. е. диспут на свободную тему, предложенную любым присутствующим. Утвердившийся в университетах метод обучения и исследования в виде обсуждения спорного вопроса (quaestio disputata) явился эффективным средством формирования антитетического мышления, лучшие традиции которого будут «на генетическом уровне» усвоены новоевропейским критицизмом. Образец был задан Абеляром в сочинении «Да и нет» (Sic et non, 1125-1136), в котором по различным богословским вопросам были сгруппированы несовместимые друг с другом высказывания Отцов Церкви, вопросы намеренно оставались без какого-либо положительного разрешения. В отличие от монастырского осуществления lectio divina, заключавшегося в медитативном чтении авторитетных текстов, работа Абеляра предполагала выработку методического сомнения: «Сомнение приводит нас к исследованию, а исследование ведет нас к истине». Под этими словами Абеляра мог бы подписаться и Декарт. К самым популярным университетским учебникам, построенным по этому образцу, следует отнести корпус «Сентенций» (Libri quattuor sententiarum, 1150) Петра Ломбардского, комментарий к которым был обязательным условием для получения степени магистра теологии. Учебник Петра Ломбардского оставался востребованным в образовании вплоть до к. XVI в. Этот учебный, «школьный» (scholasticus) метод исследования объекта, в качестве которого выступает текст, послужил методологической основой средневековой науки и философии. С оформлением антитетического метода в «схоластических» дисциплинах университета, и прежде всего в теологии, строго говоря, и начинается так называемая схоластика. А. С. Горинский
2. Термин «университет» (от лат. universitas) первоначально (XII-XIII вв.) употреблялся для обозначения союза учителей (ассоциация, охраняющая интересы учителей) или студенческих корпораций. Затем (XIV-XV вв.) под словом «университет» стали понимать центр обучения, совокупность отраслей знания. К Идея университета - stadium generale (общее обучение), где все предметы могли изучаться вместе - была известна еще в Античности (Афинские и Александрийские школы). Но главным принципом средневекового университета, в отличие от античной школы, был принцип универсализма, университет являлся хранилищем знания (т. е. университетское знание было не узкоспециализированным, а знанием о мире в целом). Средневековый университет делился на младший (подготовительный) факультет семи свободных искусств (или философский факультет) и на высший (старший) факультет теологии. Семь свободных искусств состояли из тривиум (trivium - перекресток трех путей знания): грамматика, логика (диалектика), риторика (эти предметы имели целью научить студента толково говорить, писать и логически мыслить) и квадривиума (quadrivium - перекресток четырех путей знания): арифметика, геометрия, астрономия, музыка (изучение этих дисциплин было ступенью к высшему знанию - философии). Средневековый ученый Р. Бэкон (1214-1292) считал, что только на базе фундаментального философского знания можно развивать такие науки, как математика, естествознание, физика и оптика. После овладения курсом тривиума и сдачи соответствующего экзамена присуждалась степень бакалавра искусств, после овладения курсом квадривиума - степень магистра искусств. Изучение семи свободных искусств было подготовительным этапом для изучения теологии. На факультете теологии занимались подробным изучением Библии и путем ее толкования, а также чтением трудов святых Отцов Церкви. Кроме телеологического факультета существовали еще юридический, медицинский и философский факультеты. Медицина и юриспруденция в Средние века становятся науками (раньше они были практической деятельностью), начинают развиваться теоретические построения в данных областях знания. Характерной особенностью средневекового образования является созерцательность, оторванность от практических потребностей. Преподавание в средневековом университете велось на латинском языке, который считался международным научным языком. Знание латинского языка являлось важным условием для поступления на факультет семи свободных искусств. Обучение в университете велось посредством чтения лекций и проведения диспутов (disputatio). Диспуты должны были научить искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика. Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод «pro et contra» («за и против»). Лекция (lectio - чтение) была основной формой сообщения знаний: средневековый профессор читал книгу перед аудиторией и параллельно пояснял и толковал ее. Содержание книги студенты воспринимали на слух и запоминали. В средневековых университетах существовало особое, трепетное отношение к книге. Книги до изобретения книгопечатания (в Важными принципами обучения в средневековом университете были вера в авторитет, учительство и дисциплина. Фигура учителя для студентов являлась примером и образцом; слово учителя не обсуждалось, а только воспроизводилось. Дисциплина же понималась как форма организации знания: как учебный предмет и как форма контроля со стороны учителя за деятельностью студента. Но Р. Бэкон критиковал веру в авторитет, так как авторитет недостаточен, если он не подкреплен опытом и наблюдением. Первые университеты возникали самостоятельно, без вмешательства церковных и светских властей, часто они превращались в очаги распространения свободомыслия и еретических идей. Именно в них концентрировалась наука. В университетах обучались такие известные мыслители, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дуне Скотт, Вильям Оккам и др. Но к XV-XVI вв. система средневекового университетского образования стала строго регламентированной, подчиненной теологии, оторванной от жизни и превратилась в тормоз дальнейшего культурного и научного развития. Ю. Ф. Мичурина Источник: Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 235-239 (318 с.) Метки (тэги, tags): Последние похожие материалы:
Более поздние похожие материалы:
|
Случаные тэги (tags)
Результаты тестов
Последние результаты | ||
---|---|---|
(ОНИиТС) Тема 01. Сущность науч. познания, знаний и науч. иссл.(18 тест.заданий) | 0.00 % | |
(ПДТСіОС) Тема 05.3 Робота над гіпотезою наук. дослідж. (12 тест.завдань) | 33.33 % | |
(ПДТСіОС) Тема 09.0 Загал. дані про статистику на транспорті (28 тест.завдань) | 46.43 % |
Перейти к тестам |