Главная Общие проблемы Средневековая наука

Вопрос-ответ

Насколько значим этос науки в решении проблем современности Коллизии XX в. привели к необходимости глубокого осмысления роли и значимости научного этоса....
Как происходило историческое развитие институциональных форм научной деятельности Науку не следует отождествлять только с гипотезами и теориями. Она...
Как понимал своеобразие социальных наук М. Вебер Макс Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, историк, экономист, энциклопедический представитель...
Как происходила эволюция способов трансляции научных знаний Человеческое общество нуждается в способах передачи опыта и знания. Синхронный способ...

Разместить рекламу на сайте

Средневековая наука

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Материал из категории  Общие проблемы
23.02.2012 08:38

Средневековая наука

вторая диахронная форма науки «в собственном смысле слова». Традиционно под ней принято понимать науку «высокого» (XI-XIII вв.) и «позднего» (XIV и иногда XV в.) Средневековья. В некоторых исследованиях, однако, существует тенденция рассматривать средневековую науку преимущественно как недостающее промежуточное звено между античной и новоевропейской формами науки.

Решающим аргументом здесь оказывается то, что наука Средневековья не породила собственных образцов строгой науки, подобных античной математике и новоевропейской экспериментально-математической физике. Хрестоматийным примером такой позиции может служить радикализм П. Дюгема, относящего дату рождения «современной науки» к знаменитому «Парижскому осуждению» 1277 г., тем самым сводящего самостоятельное значение средневековой scientia к второстепенной роли «эмбрионального» бытия классической науки.

Подобные взгляды обусловлены тем негативным отношением к средневековой культуре мышления в целом, которое сложилось прежде всего у самих творцов Новой науки, зачастую отрицавших даже наличие какой-либо интеллектуальной преемственности и традиции. Между тем само существо классической науки можно в известном смысле редуцировать к средневековой науке, представив первую как продолжение и развитие идей второй, явившихся продуктом столкновения античного космоса с христианским универсумом. С этой точки зрения, средневековая наука обладает достаточной самобытностью, укорененной в христианской онтотеологии, основными принципами которой являются теоцентризм, ревеляционизм, креационизм, провиденциализм и персонализм. Эти же принципы определяют и специфические черты средневековой науки. (См. Теологические принципы средневековой науки.)

Таким образом, именно теология в Средние века является наукой по преимуществу. Подобная ситуация в ряде случаев имела место и в Античности (особенно у Аристотеля), однако греческий теологизм был плюралистичным и основывался на интеллектуальной свободе поиска истины, тогда как средневековая теология, имея дело с несомненностью истины, представляет собой догматическую и идеологизированную систему, детерминированную совокупностью авторитетных источников и предписаний. Теологический догматизм средневекового научного мышления обусловил, помимо указанного утилитаризма и символизма, также следующие характерные особенности средневековой науки.

Во-первых, понимание знания как интерпретации авторитетных текстов, вследствие чего научное исследование осуществляется в «маргинальной» форме комментария, систематизации и классификации, понимаемых как translatio и бесконечное уточнение несомненной истины. Эта установка лежит в основании метода, известного под именем «схоластического» и заключающегося непосредственно в том, что исследуемый текст посредством анализа разделяется на ряд тезисов, согласно которым формулируются quaestiones disputatae и возможные их решения. Аргументы, приводимые для опровержения одних и для обоснования других решений, излагаются силлогистически и приводят к окончательному выводу. Этот метод изложения и исследования, ставший характерным в эпоху «высокого Средневековья», впервые в своей классической форме был осуществлен в «Сумме» (Summa universae theologiae, пер. пол. XIII в.) Александра Гэльского и связан как с обретением средневековой наукой всего корпуса логических работ Аристотеля («Органона»), так и с оформлением в университетской среде принципов антитетического мышления.

Во-вторых, идеологическая подконтрольность и самоконтроль: выход за рамки ортодоксии был чреват обвинением в ереси не только в теологических изысканиях. Так, по идеологическим основаниям в Средние века не получила своего развития такая фундаментальная научная программа античности, как атомизм.

Расцвет средневековой науки связан с культурно-образовательным ренессансом ХН-ХШ вв.: с возвращением на христианский Запад античной научно-философской классики, открытием арабской науки, со становлением в университетских стенах традиций свободного и критического научного поиска. В XIII в. в распоряжении европейских ученых была значительная часть аристотелевского корпуса (помимо «Органона», метафизические и, что особенно важно, натурфилософские сочинения), избранные труды Платона (среди которых «Тимей»), Евклида («Начала»), Птолемея («Альмагест»), Архимеда, Гиппократа, Галена, а также «арабских аристотеликов» Ибн Рушда (Аверроэса), Ибн Сины (Авиценны) и др.

Из античных научных программ средневековая наука восприняла главным образом «физическую» программу Аристотеля и «математическую» Платона, определившие различие в подходах к исследованию объекта в средневековом естествознании и математике (включающей в себя также астрономию). Поскольку аристотелизм в наибольшей степени удовлетворял растущему с XII в. интересу к чувственному миру природы и представлял к тому же действительную альтернативу традиционной «психологической» программе августинианства, постольку это различие было не в пользу математики. Если физика исследует истинные причины и первые основания вещей, то математика, не компетентная судить о принципах, изобретает лишь гипотезы для «спасения явлений». Этот взгляд, не способствовавший объединению обеих программ, был преобладающим в проаристотелевском Парижском университете. Среди парижских натуралистов следует особо выделить Фому Аквинского (помимо комментария к «Физике» (1268— 1271), показателен в отношении квалитати-вистского подхода в решении физических проблем его трактат «О смешении элементов» (De mixtione elementorum, 1270-1273)), Сигера Брабантского и Боэция Дакийского (XIII в.), обосновавшего положение о «естественной» вечности мира (De aeternitate mundi, XIII в.) с позиций «двойственной истины». Чрезмерное пристрастие к аристотелевскому натурализму стоило двум последним академической карьеры (вследствие Осуждения 1277 г.).

Напротив, в Оксфорде сложилась тенденция к математизации scientia naturalis. Фактическим основателем Оксфордской научной школы в XIII в. явился Ричард Гроссетест, предложивший физико-математическое обоснование традиционной метафизики света. Трактуя свет в качестве общей «формы телесности» (forma corporeitatis), Гроссетест заключает из этого, что законы, действующие в рамках геометрической оптики, должны быть приложимы ко всей физической реальности. Важной вехой в истории науки является его трактат «О свете, или О начале форм» (De luce seu de inchoatione formarum, 1225-1228), насколько известно, первая и единственная физико-математическая космогония Средневековья и вторая после «Тимея». Роль основателя экспериментальной науки в равной степени приписывают как Гроссетесту, так и его знаменитому ученику Роджеру Бэкону. Вслед за учителем Бэкон развивал идею необходимости «via experien-tiae» в науке, метода, включающего в себя также использование «механических искусств» (в частности, прогнозировал возможность создания телескопа). В XIV в. развитию эмпирической науки способствовала номиналистическая концепция Уильяма Оккама.

Традиции физико-математической школы продолжили в Мертон-Колледже при Оксфордском университете так называемые calculatores (Томас Брадвардин, Ричард Суайнсхед, Уильям Хейтесбери и др.). К достижениям «калькуляторов» принадлежит переосмысление исконной проблемы физики - проблемы движения, выразившееся в вычленении геометрического и арифметико-агебраического аспектов физико-теоретического определения скорости.

В Париже в XIV в. проблемой движения занимались Жан Буридан и Николай Орем. Осуществленная Буриданом экстраполяция теории импетуса (импульса) на объяснение движения небесных тел явилась первым шагом к механистическому воззрению на мир. Необходимым моментом концепции Бурида-на явился запрет на физическую телеологию (causae finales): в объяснении природы (даже живой) должны быть задействованы исключительно causae efficientes. Теория «конфигурации качеств» Николая Орема дала метод геометрического изображения изменений скорости, что можно считать первым шагом к системе прямоугольных координат. В астрономии Орем на принципах гипотетизма представил гелиоцентрическую модель, которую полагал теоретически более экономной, нежели геоцентризм.

Несмотря на развитие в науке «позднего Средневековья» антиквалитативистских тенденций, разработка строгих количественных методов связана все же именно с новоевропейской наукой, что обусловлено отсутствием в средневековой scientia naturalis такой неотъемлемой составляющей классического математического метода, как идея прецизионности.

А. С. Горинский

Источник: Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 232-235 (318 с.)




Подобные материалы:
  • Язык науки - 03/07/2013 10:55
    Язык науки 1) язык, специально вырабатываемый учеными для фиксации и передачи максимально точной, однозначной, определенной и обоснованной информации…
  • Этика науки - 03/07/2013 10:41
    Этика науки 1) совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к: 1) научному знанию (когнитивная свобода и когнитивная ответ…
  • Экстраординарная наука - 03/07/2013 10:14
    Экстраординарная наука 1) категория философии науки Т. Куна, обозначающая революционную стадию (состояние) развития научной дисциплины (или более кру…
  • Экономика науки - 03/07/2013 10:06
    Экономика науки 1) область науки и практики, предметом которой является разработка методов и моделей эффективного экономического регулирования научно…
  • Школы в науке - 02/07/2013 21:09
    Школы в науке 1) одна из эффективных форм социальной организации научных исследований, как правило не имеющая формально-юридического статуса.
Последние похожие материалы:
  • Теологические принципы средневековой науки - 24/02/2012 09:01
    Теологические принципы средневековой науки сформированная преимущественно в эпоху патристического богословия (прибл. II—VII вв.) система как имплицит…
  • Творчество - 24/02/2012 08:58
    Творчество особая форма жизнедеятельности, отличающаяся от всех иных форм потребностью и способностью порождать культуру и, непрерывно модифицируя св…
  • Сциентизм и асциентизм - 24/02/2012 08:52
    Сциентизм и асциентизм Сциентизм (от. лат. scientia - букв, «сквозь бытие», знание оснований, фундаментальная наука) - культ науки, поклонение ее экс…
  • Структуралистская концепция науки - 23/02/2012 08:52
    Структуралистская концепция науки одно из направлений философского исследования гуманитарных наук пер. пол. XX в. Структурализм чаще всего оценивают…
  • Средневековый университет - 23/02/2012 08:43
    Средневековый университет 1. Это аналогичная средневековым гильдиям купцов и ремесленников корпорация магистров, имеющих право определять стандарты в…
Более поздние похожие материалы:
  • Средневековая логика - 23/02/2012 08:36
    Средневековая логика особый тип мышления, стремящийся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению средствами человеческого…
  • Социология науки - 23/02/2012 08:33
    Социология науки Социология знания и социология науки отличаются по предмету рассмотрения. Если социология знания рассматривает взаимозависимость соц…
  • Социология знания - 23/02/2012 08:31
    Социология знания область социологии, исследующая зависимость природы знания от социальных факторов. Термин «социология знания» был введен М. Шелером…
  • Социальный институт - 23/02/2012 08:25
    Социальный институт совокупность выработанных установок, норм, правил, требований, принципов и ценностей, связанных с определенной организационной ст…
  • Социальные ценности - 23/02/2012 08:23
    Социальные ценности это материальные, социально-политические, духовные и др. ценности, которые значимы для жизни человека в обществе. Социальные ценн…

 

Случаные тэги (tags)

Результаты тестов

Последние результаты
(ОНИиТС) Тема 01. Сущность науч. познания, знаний и науч. иссл.(18 тест.заданий) 0.00 %
(ПДТСіОС) Тема 05.3 Робота над гіпотезою наук. дослідж. (12 тест.завдань) 33.33 %
(ПДТСіОС) Тема 09.0 Загал. дані про статистику на транспорті (28 тест.завдань) 46.43 %
Перейти к тестам
Функция 1) (1) действие, которое выполняет система для достижения определенной цели; часто такими целями выступают поддержание целостности и устойчивости...
Пространственно-временной континуум 1) основной онтологический конструкт частной теории относительности, соединивший пространство (три его измерения) и...
Школы в науке 1) одна из эффективных форм социальной организации научных исследований, как правило не имеющая формально-юридического...
Эмпирическое объяснение 1) подведение (выведение) свойств и отношений наблюдаемых эффектов, явлений, характера протекания реальных процессов,...
Интуитивизм (филос.) 1) гносеологическая концепция, согласно которой основной формой истинного познания действительности является ее интуитивное...
Наука и религия два полярных по своей сути способа отношения человека к миру: если наука обращена к исследованию естественных объектов, то религия - к...
Ценности в науке феномены, рассматриваемые в качестве наиболее значимых с точки зрения соответствия идеальному образу науки и связанные с основными...
Научно-технический прогресс это взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники, которое начинается с эпохи крупного машинного производства,...
Природа генетически единая и актуально связанная с Универсумом его спонтанно реализованная часть. Понятие природы выработано философской и научной...
Социология знания область социологии, исследующая зависимость природы знания от социальных факторов. Термин «социология знания» был введен М. Шелером в...

Научные исследования в логистике и на транспорте Copyright © 2011-2023. При использовании материалов сайта - гиперссылка обязательна. All Rights Reserved.