Вопрос-ответ
Средневековая логика |
Материал из категории Общие проблемы |
23.02.2012 08:36 |
Метки (тэги, tags): Средневековая логика особый тип мышления, стремящийся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению средствами человеческого разума. Для средневековой логики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний, а также признание Аристотеля, с которым средневековые мыслители были знакомы через арабскую философию.
Главной чертой средневековой логики была тесная связь ее с теологией. Основной проблемой средневековой логики являлось соотношение веры и разума, а также проблема общих понятий (универсалий). Существование «универсалий» необходимо для создания целостной картины мира. Проблема универсалий решалась в споре двух направлений - реализма и номинализма. Спор об универсалиях сводился к выявлению приоритета, в одном случае - мыслимого над реальным, в другом - реального над мыслимым. Реалисты признавали реальное существование универсалий, хотя само существование понятий понималось по Платону. Номиналисты признавали существование только единичных вещей и отрицали реальное существование общих понятий, утверждая, что они существуют только в языке. Уильям Ок-кам (1270-1347) считал, что реальность универсального насквозь противоречива, а потому ее следует исключить. Реально лишь индивидуальное. Универсалии всего лишь имена, но не основание реальности. В индивидууме нет ничего, что можно было бы выделить как универсальное, а если и можно было бы выделить, то в этом случае оно существовало бы самостоятельно. Фундаментальным же различием реализма и номинализма являлось соотношение веры и знания, где для первого вера была первична, а знание - вторично. Средневековая логика основана на двух принципах - принципе согласования и принципе манифестации (прояснения). КIX в. стало очевидно, что Отцы Церкви противоречат друг другу, противоречит самому себе и Священное Писание. Поэтому средневековые труды представляли собой сумму систематически непротиворечивых мнений по вопросам богословия. Каждое произведение состоит из двух частей, где излагаются противоречащие друг другу точки зрения и производится их систематизация (принцип согласования). Принцип манифестации построен на логическом анализе истинности изложенных мнений. Именно таким образом и происходит прояснение откровений авторитетов. Цель средневековой логики заключалась не в нахождении истины, поскольку истина уже дана в божественном откровении, а в изложении и доказательстве этой истины посредством разума. Поэтому при помощи разума необходимо проникнуть в истины веры и таким образом приблизить их содержание к человеку. При помощи подобных методов религиозной истине придавалась систематическая форма. При этом исключалась критика святых истин, а использовались только логически выстроенные философские аргументы. Однако средневековая наука превратила логику в простой инструмент («органон») ведения словесных диспутов, в орудие истолкования текстов Священного Писания, в чисто формальный аппарат. Ю. Ф. Мичурина Источник: Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 232 (318 с.) Метки (тэги, tags): Последние похожие материалы:
Более поздние похожие материалы:
|
Случаные тэги (tags)
Результаты тестов
Последние результаты | ||
---|---|---|
(ОНИиТС) Тема 01. Сущность науч. познания, знаний и науч. иссл.(18 тест.заданий) | 0.00 % | |
(ПДТСіОС) Тема 05.3 Робота над гіпотезою наук. дослідж. (12 тест.завдань) | 33.33 % | |
(ПДТСіОС) Тема 09.0 Загал. дані про статистику на транспорті (28 тест.завдань) | 46.43 % |
Перейти к тестам |