Вопрос-ответ
Основания науки |
Материал из категории Общие проблемы |
21.02.2012 11:31 |
Основания науки К основаниям науки можно отнести философские, эстетические, религиозные взгляды ученых, идеалы и нормы научного исследования, а также научную картину мира эпохи.
Основания науки позволяют придать научному знанию онтологический статус, т. е. рассматривать его не просто как гипотезу, не только как инструмент управления явлениями мира и их предсказания, но как описание закономерностей объективной реальности. Научная картина мира задает обобщенную схему исследуемого объекта. Картина мира содержит представления: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты; 2) типологии изучаемых объектов; 3) способе их взаимодействия; 4) пространственно-временной структуре реальности. Это своего рода онтология. Физические картины мира: XVII в. - механическая; с послед, четверти XIX в. - электродинамическая, пер. пол. XX в. - квантово-релятивистская. Научная картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней должны согласовываться теории и факты. Одновременно она функционирует как исследовательская программа, которая направляет постановку задач как эмпирического, так и теоретического поиска и выбор средств их решения. Особенно возрастает эвристическая роль научной картины мира при изучении объектов, для которых еще не создано теории. Теоретические схемы (объекты теории) всегда связаны с научной картиной мира, благодаря этому происходит субстанциализация теории. Процедуру отображения теоретических схем на картину мира называют семантической интерпретацией, она необходима для завершения теории. Картины мира различных наук взаимодействуют между собой, и в результате возникает общенаучная картина мира. Философские основания науки являются той тканью, которая связывает в единое целое методологию научного поиска, научную картину мира и представления о смысле (или, что то же самое, о цели) научной деятельности. Наука не является бесстрастным отражением объективной действительности, она вырастает из человеческого интереса, веры в возможность познать мир в его истине. В научной деятельности реализуется и проявляется вся натура человека (его представления о справедливом, гармоничном устройстве мира, его понимание смысла существования этого мира или, наоборот, бессмысленности мира в целом и природы в частности, его идеал красоты, признание присутствия или отсутствия в мире высшего начала и т. д.), а не только способность к рациональному познанию мира. Именно философия, рассматривая предельные основания человеческого бытия, всегда отвечала на подобного рода вопросы. Долгое время, примерно до сер. XIX в., все науки развивались в русле философии. Философия природы, философия истории, философия духа сводили к систематическому единству исследования в различных областях знания, определяя границы того, что «можно знать, во что можно верить, на что можно надеяться». С сер. XIX в. в результате усложнения и дифференциации научного знания происходит постепенное отдаление друг от друга науки и философии. В результате научные исследования распадаются на множество плохо связанных друг с другом областей. Ученые - прекрасные, но, как правило, узкие специалисты. Процесс познания истины становится бесконечным. Вряд ли кто-то из современных ученых надеется, что он познает Истину этого мира, хотя, конечно, современной науке доступно множество частных и очень интересных истин. Научное знание определяется как принципиально гипотетическое. Нам известно, что все наши теории рано или поздно будут опровергнуты, как это было уже не раз, и мы держимся за них, пока для этого есть рациональные основания. Но наука, которая не верит в то, что может познать мир таким, каков он есть на само деле, начинает казаться бессмысленной. Она превращается из средства познания мира в средство манипулирования им. Конечно, сегодня философия вряд ли может дать науке методологию, язык исследований, обобщить результаты достижений различных наук. Но философия способна придать человеческое измерение научной деятельности: представить науку не как результат деятельности чистого духа познания, а как попытку человека определенной культуры, эпохи понять мир и выразить себя, свою сущность в таком способе бытия, как наука. Понять философские основания науки - значит понять тот исторический и культурный контекст, который задает форму, направление и смысл научной деятельности. Е. П. Стародубцева Источник: Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 185-186 (318 с.) Последние похожие материалы:
Более поздние похожие материалы:
|
Случаные тэги (tags)
Результаты тестов
Последние результаты | ||
---|---|---|
(ОНИиТС) Тема 01. Сущность науч. познания, знаний и науч. иссл.(18 тест.заданий) | 0.00 % | |
(ПДТСіОС) Тема 05.3 Робота над гіпотезою наук. дослідж. (12 тест.завдань) | 33.33 % | |
(ПДТСіОС) Тема 09.0 Загал. дані про статистику на транспорті (28 тест.завдань) | 46.43 % |
Перейти к тестам |