Главная Общие проблемы Наука и искусство

Вопрос-ответ

Каковы особенности механистического естествознания и его методологии Хронологически период классического естествознания, а значит, становление...
В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру Включение новых теоретических представлений в культуру — процесс...
Каковы новые этические проблемы науки начала XXI в. Этические проблемы в области биоэтики оформились как чрезвычайно острые, требующие своего...
Каковы предпосылки и исходный пункт возникновения науки Как своеобразная форма познаний — специфический тип духовного производства и социальный институт...

Разместить рекламу на сайте

Наука и искусство

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Материал из категории  Общие проблемы
15.02.2012 08:54

Метки (тэги, tags):

Наука и искусство

формы духовной деятельности человека, связанные с познанием и осмыслением мира. В отличие от науки, оперирующей преимущественно понятиями и использующей формализованные методы исследования, искусство постигает действительность посредством художественных образов, в создании и восприятии которых оказывается задействованным весь спектр духовных возможностей человека, включая чувства, эмоции, ценностное отношение к миру.

Соотношение науки и искусства, их сходство и различие с точки зрения статуса и основных функций неоднозначно и меняется в зависимости от культурно-исторического контекста. В античной культуре наука и искусство не разделены четкими границами и выступают скорее в виде различных сторон единой деятельности, направленной на гармонизацию сущего или на устроение единого и упорядоченного Космоса. «Субъектом» этого устроения является не столько отдельный человек, сколько разумное начало, присущее самому Космосу, в силу чего творческая мощь и законосообразность оказываются неразделимыми. В средневековой христианской культуре наука и искусство (в той мере, в какой можно говорить об их самостоятельном существовании) оказываются подчиненными единой цели - обретению спасения и соответственно в равной степени наделяются сакральным смыслом. Эта равнозначность науки и искусства оказывается более выраженной по сравнению с Античностью в силу того, что пан-рационализм и пантеоретизм, характерные для античной культуры, оказываются невозможными в контексте представления о несоизмеримости божественного и человеческого ума. Историки-медиевисты выделяют ряд черт, в равной степени характеризующих как средневековую науку, так и средневековое искусство: господство традиции и авторитетного знания, неизменные приемы деятельности, передающиеся из поколения в поколение, практика овладения этими приемами путем передачи от учителя к ученику. Подобная взаимопроницаемость границ науки и искусства становится еще более очевидной в ренессансной культуре, основным действующим лицом которой становится личность, синтетически соединяющая в себе черты поэта, художника, философа и естествоиспытателя. Четкое различение и постепенное отчуждение друг от друга науки и искусства связано прежде всего с возникновением в XVII в. экспериментального естествознания. Главные постулаты и методологические принципы последнего (объективность, дискурсивная рациональность, системность и проверяемость получаемого знания и т. п.), составившие систему оснований классической новоевропейской науки, на протяжении более чем двух столетий рассматривались в качестве отличительных признаков науки как таковой. Поскольку именно наука оказалась своего рода «несущей конструкцией» новоевропейской культуры, постольку искусство в рамках последней неизбежно занимает периферийное положение. В иерархии ценностей европейской культуры Нового времени красота оказывается менее значимой, нежели истина, а искусство трактуется как «низшая познавательная способность» (А. Баумгартен) по сравнению с постижением истины средствами науки. В качестве наиболее последовательного и выразительного образца подобной трактовки соотношения науки и искусства можно назвать гегелевскую концепцию, в которой искусству отводится место низшей ступени самопознания Абсолютной Идеи, а безусловный духовный приоритет оказывается за философией как «наукой наук». Вместе с тем это взаимное обособление научно-познавательной и художественно-эстетической деятельности, их распределение по разным «этажам» ценностной иерархии отнюдь не устраняет очевидного параллелизма, отличающего основные тенденции развития науки и искусства в Новое время. Здесь достаточно указать на то обстоятельство, что именно в период идейного господства классической науки с ее установкой на открытие наиболее общих законов объективной действительности в художественном творчестве преобладает реализм, предполагающий изображение наиболее «типичного». Однако в силу того, что ведущим типом духовной деятельности в нововременной европейской культуре выступает деятельность научно-познавательная, роль искусства в этом контексте чаще всего трактуется как выполнение ряда вспомогательных функций - эстетической, утешительно-компенсаторной, воспитательной и т. п. Своеобразная реабилитация искусства по отношению к науке предпринимается в Новое время в рамках немецкого романтизма, философии жизни, а в XX в. - философии экзистенциализма и философской герменевтике. Оформление неклассической и в особенности постнеклассической научных парадигм сопровождается существенным пересмотром взглядов на соотношение науки и искусства. Такие особенности современной (постнеклассической) науки, как ослабление оппозиционного противостояния субъекта и объекта, переключение исследовательского внимания с области общего на область индивидуальных или даже уникальных явлений, открытие временного, или событийного, характера реальности и в особенности признание зависимости того или иного научного образа мира от конкретной ситуации встречи познающего и познаваемого позволяют говорить о новом сближении науки и искусства. Последнее, являясь, по выражению X. Г. Гадамера, способом «приращения бытия» и создания «коммуникативной общности», перестает рассматриваться в качестве периферийного вида духовной деятельности с учетом оформляющихся представлений о «человекоразмерности» познания, неизбежно включающего в себя ценностно-эмоциональные моменты. В этом контексте становится очевидным, что потенциал искусства выходит далеко за рамки трактуемых утилитарно-практическим образом задач развлечения, утешения или воспитания. В свете переосмысления рациональности как принципиально открытого феномена художественное творчество с его экзистенциальной захваченностью и установкой на целостное постижение действительности оказывается равноправным партнером науки в деле познания-освоения мира.

Е. В. Бакеева

Источник: Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 121-122 (318 с.)


Метки (тэги, tags):



Подобные материалы:
  • Язык науки - 03/07/2013 10:55
    Язык науки 1) язык, специально вырабатываемый учеными для фиксации и передачи максимально точной, однозначной, определенной и обоснованной информации…
  • Этика науки - 03/07/2013 10:41
    Этика науки 1) совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к: 1) научному знанию (когнитивная свобода и когнитивная ответ…
  • Экстраординарная наука - 03/07/2013 10:14
    Экстраординарная наука 1) категория философии науки Т. Куна, обозначающая революционную стадию (состояние) развития научной дисциплины (или более кру…
  • Экономика науки - 03/07/2013 10:06
    Экономика науки 1) область науки и практики, предметом которой является разработка методов и моделей эффективного экономического регулирования научно…
  • Школы в науке - 02/07/2013 21:09
    Школы в науке 1) одна из эффективных форм социальной организации научных исследований, как правило не имеющая формально-юридического статуса.
Последние похожие материалы:
  • Наука и религия - 16/02/2012 11:43
    Наука и религия два полярных по своей сути способа отношения человека к миру: если наука обращена к исследованию естественных объектов, то религия - …
  • Наука и обыденное сознание - 16/02/2012 11:40
    Наука и обыденное сознание полярные по своей сути типы познания и знания, поскольку наука высокоспециализированная и рационализированная сфера челове…
  • Наука и образование - 16/02/2012 11:38
    Наука и образование в данных понятиях фиксируются две важные сферы человеческой жизнедеятельности взаимного влияния развития науки и содержания образ…
  • Наука и миф - 16/02/2012 11:22
    Наука и миф В подходе к проблеме соотношения между мифом и наукой можно выделить несколько точек зрения. 1. Просветительская концепция, уходящая сво…
  • Наука и мировоззрение - 15/02/2012 08:56
    Наука и мировоззрение Мировоззрение - это система взглядов на мир, которые определяют отношение человека к действительности, понимание мира человеком…
Более поздние похожие материалы:
  • Наука и идеология - 15/02/2012 08:51
    Наука и идеология Это словосочетание отражает влияние господствующей идеологии на науку. Термин «идеология» был введен в XVIII в. французским филосо…
  • Наука и глобальные проблемы современности - 15/02/2012 08:48
    Наука и глобальные проблемы современности Эти концепты ориентируют на раскрытие возникновения и разрешения глобальных проблем современности. Глобаль…
  • Наука и власть - 15/02/2012 08:44
    Наука и власть Соотношение науки и власти определяется в первую очередь соотношением науки и идеологии: именно государственная идеология во многом оп…
  • Наука - 15/02/2012 08:41
    Наука важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности, лежащая в основе развития современной цивилизации, ориентированная на получение истинного знани…
  • Наглядность - 15/02/2012 08:37
    Наглядность представленность скрытой реальности в формах вторичной чувственности. Если какую-либо совокупность обычных представлений о мире или отдел…

 

Случаные тэги (tags)

Результаты тестов

Последние результаты
(ПДТСіОС) Тема 14.0 Основи кореляц. і регресійн. методів (30 тест.завдань) 90.00 %
(ПДТСіОС) Тема 13.0 Дисперсійний аналіз (19 тест.завдань) 94.74 %
(ПДТСіОС) Тема 13.0 Дисперсійний аналіз (19 тест.завдань) 78.95 %
Перейти к тестам
Действительность 1) объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие действительности...
Академическое признание 1) [англ. Academic recognition] – (1) набор процедур и процессов для подтверждения и признания вузами и странами квалификаций в...
Ветви дерева целей 1) подчиненные генеральной цели подцели первого, второго и последующего...
Воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных 1) изготовление одного или более экземпляров программы для ЭВМ или базы данных в любой материальной...
Классическая модель структуры науки 1) наука имеет три основных измерения (или аспекта): 1) наука — это особая система знания (научного знания); 2) наука...
Наука как социальная сила Утверждение, что наука является социальной силой, содержит признание существенной роли науки в развитии общества. Уже в н. XIX...
Русский космизм в науке одно из направлений русского космизма, наряду с религиозно-философским (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков),...
Культурная традиция это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в...
Неорационализм как концепция науки одно из направлений философии науки к. XIX -пер. пол. XX столетия. Самым видным представителем данного направления...
Типы научной рациональности системы онтологических допущений, формирующих ту или иную определенную картину мира и задающих идеалы, нормы и правила...

Научные исследования в логистике и на транспорте Copyright © 2011-2018. При использовании материалов сайта - гиперссылка обязательна. All Rights Reserved.

Бесплатный анализ сайта