Главная Общие проблемы Метод антиномий

Вопрос-ответ

Что такое мышление и каковы его основные уровни Мышление человека — не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального...
Каковы особенности механистического естествознания и его методологии Хронологически период классического естествознания, а значит, становление...
Каковы общие закономерности развития науки Будучи детерминирована в конечном счете общественной практикой и ее потребностями, наука вместе с тем...
В чем специфика обыденно-практического познания Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее...

Разместить рекламу на сайте

Метод антиномий

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Материал из категории  Общие проблемы
14.02.2012 21:59

Метод антиномий

Первоначально термин «антиномизм» возник в XVI в. в протестантской теологии, а впоследствии стал применяться в эпистемологии и философии науки для обозначения особого метода познания.

1. Антиномизм (греч. anti - против, nomos - закон; против закона, противоречие в законе), доктрина, согласно которой христиане освобождены милостью Божьей от надобности повиноваться Моисееву Закону. Антиномисты отклонили самое понятие повиновения как законопослушания; подлинная жизнь исходит от внутренней работы Св. Духа. Это утверждение противоречило не только концепции М. Лютера, но также учениям апостола Павла и Св. Августина. Идея антиномизма зародилась в ранней церкви, когда некоторые еретики-гностики потребовали свободы от закона. Однако в целом доктрина антиномизма развилась в рамках протестантизма - из дискуссий о законе и Евангелии. Эта дискуссия была инициирована Иоганном Агриколой (1492-1566), соратником Лютера и Меланхтона. Агрикола заявлял, что покаяние должно основываться не на силе закона и страхе перед наказанием, а на вере в Христа и любви к справедливости. Закон - это нечто лишнее, взятое из Ветхого Завета. Декалог Моисея нужен в суде, а не на кафедре проповедника. Критикуя Агриколу, Лютер назвал его взгляд антиномизмом и написал трактат «Против антиномистов». Позже в антиномизме было обвинено левое крыло анабаптистов, которое выступило против сотрудничества церкви с государством, необходимое якобы для поддержания закона и порядка в обществе. По сходным причинам антиномистами в Англии в XVII в. именовали сепаратистов и индепендентов, а в XVIII в. - евангелистов, развивших доктрину внутреннего опыта и «новой жизни» как истинного источника добродетели.

2. Антиномизм - принцип и метод теоретического познания и (или) изложения полученных выводов, основанный на широком использовании парадоксов, противоречий между одинаково доказуемыми суждениями. Им нередко пользуются естествоиспытатели («элементарная частица находится и не находится в данном месте») и обществоведы («капитал возникает и не возникает в обращении»). Метод антиномий применяли, напр., В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский и ряд других известных русских философов; одной из характерных особенностей русской религиозной философии является ее антиномический метод.

Внешне антиномизм схож с диалектическим методом, поскольку предполагает сталкивание и взаимоотражение противоположностей; однако по своей сути он во многом отличается от западной рационалистической диалектики. Предмет антиномического исследования - бесконечное целое, в котором как-то опосредованы полярные противоположности. Чтобы совместить полюса такого целого друг с другом и определить меру их тождества и их взаимопереход, нужно постигнуть это бесконечное. Однако рациональное мышление обычно способно оперировать только понятием потенциальной бесконечности, в лучшем случае раскрывая это понятие как перманентный переход из одного конечного (качества) в другое конечное и т. д. Наглядная модель потенциальной бесконечности - шаг наружу из круга, описанного вокруг нас, в более широкий круг, а из него - в еще более широкий круг и т. д. Другая ее модель - «дурная бесконечность» натурального ряда чисел. Актуальная бесконечность, по мнению, напр., математиков-интуиционистов, не поддается рационально-логической реконструкции.

Можно ли (а если можно, то на каком основании) логически непротиворечиво отождествить между собой все полюса целого, между которыми лежит актуально-бесконечный ряд посредников, промежуточных звеньев? Сторонники «диалектической логики» уверяют, будто схватывание тождества полярных противоположностей доступно научному и философскому разуму, когда разум научается правилам и законам рациональной диалектики. Отмежевываясь от диалектической логики, антиномисты не желают прятаться за уверениями, будто бы ими понята и постигнута суть бесконечного взаимоперехода полюсов единого целого. Они всего лишь констатируют, что в силу равной обоснованности опытом и логикой все стороны антиномии (в форме апории, дилеммы, диалектического противоречия) должны быть оценены как относительно истинные и проблемно - в оговариваемых пределах - отождествлены друг с другом.

Антиномизм ограничивает притязания и сферу применимости логического мышления, диалектической логики и рационально-системного анализа. Мир - это не только бездна «систем», но также и бездна «антисистем», если под системой понимать совокупность рационально сконструированных элементов. Мир целостен, конкретен, а потому он металогичен, сверхсистемен. Металогичное - предмет интуиции, но не рационального дискурса. Антиномизм противостоит, с одной стороны, эклектике, а с другой - рационалистическому систематизму. Тривиальный эклектицизм сополагает альтернативные принципы (напр., парные категории) чисто механически и без рассуждений об опосредованности полюсов целого промежуточными звеньями. Напротив, антиномизм, отсекая надуманные альтернативы и отбирая равнореальные контрадикторные утверждения о целом, признает, что конъюнкция последних правомерна при условии их опосредования неким бесконечным содержанием, пока или вечно не доступным нашему разуму.

С другой стороны, антиномизм противоположен рационалистической софистике, карикатурно изображающей бесконечно запутанный и металогический клубок бытия в виде непротиворечивых типологизаций и систем понятий. В этом смысле антиномизм софийно соборен, но не софистичен. В отличие от «диалектической логики», которая невесть откуда заранее «знает», что реалии, обозначаемые парными категориями, суть подлинные полюсы одного и того же целого (всякого целого), а потому эти полюсы, мол, логично отождествлять друг с другом в одном и том же отношении; антиномизм более осторожен, он отправляется от предположения, что парные категории выражают разные опыты, разные факты и разные мироотношения, однако в силу равновеликости этих опытов ни одному из них нельзя отдавать явное предпочтение и невозможно игнорировать ни один из этих опытов.

Антиномизм - противоядие от категоричного отрицания того, что рождено опытом инакомыслящих и чужими культурами. Он признает одинаковую правомерность как рационализма, так и сенсуализма, догматизма и антидогматизма, конкретизма и системного анализа и т. д. Однако антиномизм признает их лишь как частичные истины, требуя непременно оговаривать их границы и условия опровержимости. Так, если невозможно убедительно опровернуть ни идею Троицы в христианстве, ни мусульманское кредо Единого Бога, то лучше признавать относительными и равновеликими обе эти истины, нежели обе отвергать или только одну из них объявлять подлинным знанием. Учет всех равновеликих и дополняющих друг друга опытов помогает антиномисту сосредоточиваться на неведомом бесконечном посреднике между этими опытами и одновременно относиться к этому посреднику и катафатическим способом, и апофатически.

И. Кант констатировал антиномии рассудка, благодаря которым рассудок неизбежно запутывается в собственные сети. В русской философии проблема антиномизма в мышлении наиболее остро поставлена П. А. Флоренским в его книге «Столп и утверждение истины». Подробное обсуждение этого вопроса содержится в книге С. Н. Булгакова «Свет невечерний». Ныне в России в связи с критикой марксистской диалектики и рационалистического системного анализа возрождается интерес к антиномизму и возрастает количество его сторонников.

Д. В. Пивоваров

Источник: Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 102-104 (318 с.)




Подобные материалы:
Последние похожие материалы:
  • Моделирование - 15/02/2012 06:31
    Моделирование это метод познания, который предполагает построение и изучение модели, а затем перенос полученных данных на моделируемый объект - ориги…
  • Мировоззренческие универсалии культуры - 15/02/2012 06:28
    Мировоззренческие универсалии культуры базовые положения человеческого миропонимания, общепринятые категории восприятия мира, характеризующие культур…
  • Методы научного познания - проблема классификации - 15/02/2012 06:24
    Методы научного познания: проблема классификации Научное познание есть институционально закрепленный вид деятельности, в котором освоение человеком о…
  • Методология неклассической науки - 15/02/2012 06:20
    Методология неклассической науки В современном научном познании сосуществует множество методологических стратегий исследования, которые тем более диф…
  • Методология науки - 14/02/2012 22:04
    Методология науки это проблема, вокруг которой вращается вся гносеология и философия науки. Уже в XVII в. идеологи новоевропейской науки отличают на…
Более поздние похожие материалы:
  • Метод альтернатив - 14/02/2012 21:55
    Метод альтернатив метод решения научных проблем путем сопоставления и взаимной критики конкурирующих между собой теорий. Общая идея этого метода сфор…
  • Междисциплинарные исследования - 14/02/2012 21:52
    Междисциплинарные исследования это исследование какого-либо объекта методами различных наук. Междисциплинарные исследования являются частью общенаучн…
  • Математический опыт (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) - 14/02/2012 21:47
    Математический опыт (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) Математический опыт связан, с одной стороны, с развитием самой математики как науки, ее средств…
  • Математическая модель - 14/02/2012 21:44
    Математическая модель специфический идеальный конструкт, призванный замещать в опыте исследования встречающиеся в научной или технической практике яв…
  • Математизация науки - 14/02/2012 21:39
    Математизация науки процесс проникновения математических методов в науку. Принято выделять три этапа математизации науки. Первый состоит в том, что м…

 

Случаные тэги (tags)

Результаты тестов

Последние результаты
(ОНИиТС) Тема 04. Организация творческой деятельности (7 тест.заданий) 42.86 %
(ОНИиТС) Тема 03. Эффективность и критер. науч. исслед. (9 тест.заданий) 33.33 %
(ОНИиТС) Тема 02. Наука как система знаний (6 тест.заданий) 66.67 %
Перейти к тестам
Хиральная асимметрия 1) предпочтение, оказываемое системами в пользу либо «правой», либо «левой» симметрии. Так, молекулы ДНК (биологические молекулы)...
Государственный реестр объектов национального культурного достояния 1) перечень национального культурного достояния, имеющий особое значение для истории...
Принцип системности 1) требование смотреть на любой предмет познания как на систему. Принцип системности имеет важное эвристическое значение в науке, так...
Научное обоснование 1) множество (система) процедур научного познания, направленных на определение соответствия различных единиц знания критериям...
Выборочное обследование 1) обследование части целого, чтобы получить необходимый набор данных о свойствах всего целого. Напр., чтобы изучить спрос,...
Дедукция (от лат. deductio - выведение) - логический вывод (следование), обеспечивающий истинность заключения на основании истинности посылок и...
Язык науки 1. Это система символических средств, используемая в той или иной научной...
Индукция (от лат. inductio - наведение) - один из основных способов логического рассуждения (умозаключения) и методов научного исследования,...
Закон (греч. nomos, лат. lex, рус. закон) - существенное отношение явлений, обладающее признаками необходимости, какой-либо степени общности,...
Глобальный эволюционизм это учение, объединяющее биологическую и культурную эволюции в понятии «коэволюция», которое основывается на единстве человека и...

Научные исследования в логистике и на транспорте Copyright © 2011-2018. При использовании материалов сайта - гиперссылка обязательна. All Rights Reserved.

Бесплатный анализ сайта