Главная Вопрос-ответ В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук

Вопрос-ответ

В чем состоит специфика теоретического познания Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий,...
В чем отличия классического и неклассического вариантов формирования теории Сила любой теории в ее объяснительно-прогностическом потенциале, ее...
Каковы исторические примеры включения новых теоретических представлений в культуру в сфере отечественной философии науки В размышлениях над спецификой...
Какова роль научной картины мира в мировоззрении современника Научная картина мира в структуре мировоззрения нашего современника занимает доминирующее...

Разместить рекламу на сайте

В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Материал из категории  Вопрос-ответ
31.01.2012 08:49

В чем специфика диалектического подхода к проблеме соотношения философии и частных наук

Вопрос о соотношении философии и науки решался не только метафизически односторонне (умозрение и позитивизм), но и диалектически. Наиболее характерными здесь являются: а) диалектически-идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель); б) диалектико-материалистический подход (Энгельс и последующее развитие этого подхода).

Диалектическая натурфилософия Шеллинга (1775—1854) возникла как ответ на потребность в философском осмыслении массы новых естественнонаучных результатов, которые были получены к концу XVIII в. Особенно быстро в этот период прогрессировала теория электричества (Кулон, Гальвани, Вольта и др.). Опираясь на естественнонаучные открытия своего времени, Шеллинг сформулировал идеи целостности и развития природы, ее «полярности» («насыщенности» противоречиями), всеобщей связи ее явлений и др.

Говоря о необходимости союза философии и частных наук, Гегель (1770—1831) писал, что необходимо, чтобы философия согласовывалась с действительностью и опытом — это «пробный камень» истинности философского учения. «Возбужденное опытом, как раздражителем», мышление затем поднимается в свою «чистую стихию», развивается из себя. При этом Гегель остроумно замечает, что единственно лишь мышление должно называться «инструментом философии», а не термометры, барометры и т. п. «философские инструменты», выступает против так называемых «философских принципов сохранения волос» и т. п.

Диалектика как логика и теория познания, согласно Гегелю, не отбрасывает в сторону эмпирическое содержание частных наук, а признает его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием. Отсюда Гегель делает свой знаменитый вывод о том, что «всякая наука есть прикладная логика». Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он подверг критике господствующий в его время метафизический метод мышления и обосновал необходимость применения в частных науках диалектики.

Ф. Энгельс (1820—1895) осуществил глубокое диалектико-материалистическое переосмысление философии Гегеля с учетом обобщения важнейших результатов развития естественных и гуманитарных наук. На материале прежде всего естествознания Энгельс показал, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь диалектические законы развития. Это положение уже не было умозрительным, а опиралось на большое количество фактов. Особенно большое значение в этом отношении имели сделанные в 30—50-х гг. XIX в. три великих открытия — закон сохранения и превращения энергии, теория клетки и концепция Дарвина.

Эти и другие открытия «удостоверили диалектику в природе» и показали, что все в природе в конце концов совершается диалектически, а не метафизически. А это значит, что представители частных наук, согласно Энгельсу, должны перейти от метафизического метода мышления к диалектике как «высшей форме мышления». И притом пользоваться ею не стихийно, а сознательно, с пониманием законов диалектического мышления.

Выступая против «плоской эмпирии», презирающей всякую теорию и относящейся с недоверием ко всякому мышлению, Энгельс подчеркивал, что «презрение к диалектике не остается безнаказанным. Сколько бы пренебрежения ни высказывать ко всякому теоретическому мышлению, все же без последнего невозможно связать между собой хотя бы два факта природы или уразуметь существующую между ними связь».

 

Источник: Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 211-213 (352с.)




Подобные материалы:
Последние похожие материалы:
Более поздние похожие материалы:

 

Случаные тэги (tags)

Результаты тестов

Последние результаты
(ОНИиТС) Тема 04. Организация творческой деятельности (7 тест.заданий) 71.43 %
(ОНИиТС) Тема 04. Организация творческой деятельности (7 тест.заданий) 71.43 %
(ОНИиТС) Тема 03. Эффективность и критер. науч. исслед. (9 тест.заданий) 55.56 %
Перейти к тестам
Чувственная модель 1) содержание чувственного объекта в его соотнесенности с «вещью в себе», рассматриваемой в качестве его прототипа. По отношению к...
Физическая реальность 1) категория философии и науки, имеющая три основных значения: 1) мир объектов, процессов, явлений, изучаемых физикой (в отличие от...
Обобщение 1) мысленный переход от частного знания к общему, от менее общих понятий и суждений к более общим. Реализуется с помощью трех основных...
Вертикальная интеграция 1) в менеджменте науки и образования: производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие...
Заблуждение научное 1) квалификация некоторой единицы научного знания (факта, закона, теории), ранее принимавшейся научным сообществом в качестве истины...
Классическая наука (наука XVII-XIX вв.) характеризуется определенными основаниями:
Системный подход направление методологии науки и философии, опирающееся на исследование объектов познания и практики как систем различных типов и...
Сциентизм и асциентизм Сциентизм (от. лат. scientia - букв, «сквозь бытие», знание оснований, фундаментальная наука) - культ науки, поклонение ее...
Этика науки система норм, действующих в рамках научного сообщества и применимая в отношениях, возникающих внутри научных коллективов, а также между...
Средневековая наука вторая диахронная форма науки «в собственном смысле слова». Традиционно под ней принято понимать науку «высокого» (XI-XIII вв.) и...

Научные исследования в логистике и на транспорте Copyright © 2011-2018. При использовании материалов сайта - гиперссылка обязательна. All Rights Reserved.

Бесплатный анализ сайта