Главная Сущность науки Классификация наук (2002)

Какие философско-методологические выводы можно сделать из достижений неклассического естествознания В нашу задачу не входит подробный анализ величайших...
Каково содержание понятий «знание», «познание», «наука» Сознание человека всегда есть осознанное бытие, выражение его отношения к своему бытию. Знание —...
Можно ли в основания науки включать личностное знание, интеллектуальную инициативу, научно-исследовательскую программу и тематику исследований В...
Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи Расцвет Римской империи, связанный с захватом соседних территорий и...

Классификация наук (2002)

Материал из категории  Сущность науки
02.11.2011 20:50

Наибольшую известность получила классификация наук, данная Ф. Энгельсом в «Диалектике природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки.

На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук Б.М. Кедрова. Он различал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др. В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских программ (специализаций), разработанных научно-методическими советами – отделениями УМО по направлениям образования выделены:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биоло-гия, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2)  гуманитарные и социально-экономические науки (культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговеде-ние, история, политология, психология, социальная работа, социология, ре-гионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);

3)  технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектура и др.);

4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

Обратим внимание на то, что в этом Классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

Некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и общественными науками. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действительности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами исследования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в пространстве и времени объективного материального мира.

В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологи-ческие, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географи-ческие, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социоло-гические, политические, культурология и науки о земле.

Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальнейшему членению. Так, юридические науки, изучающие государственно-правовые явления, делят на следующие группы:

1) исторические (история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений);

2) отраслевые (конституционное право России, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, международное право и др.);

3) прикладные (криминалистика, криминология, правоохранительные органы, юридическая психология, прокурорский надзор, юридическая статистика, судебная медицина и др.).

Помимо названных групп наук В.М. Сырых выделил еще и науки, изучающие государство и право зарубежных стран, а также правовое регулирование международных отношений (государственное право зарубежных стран, международное право и др.). На мой взгляд, они могут быть отнесены к отраслевым либо историческим наукам.

Некоторые авторы теорию государства и права включают в группу историко-теоретических наук. Очевидно, теории государства и права должно быть отведено особое место в комплексе юридических наук. По отношению к другим юридическим наукам она выступает как обобщающая наука и выполняет гносеологическую и методологическую функции.

По родовому предмету исследования можно выделить науки:

- государственно-правового цикла (теория государства и права, конституционное право, муниципальное право и др.);

- гражданско-правового цикла (гражданское право, предпринимательское право, семейное право, гражданское процессуальное право и др.);

- уголовно-правового цикла (уголовное право, криминология, криминалистика, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс и др.);

- административно-правового цикла (административное право, финансовое право, налоговое право, таможенное право и др.);

- историко-правового цикла (история отечественного государства и права, история политических и правовых учений и др.);

- международно-правового цикла (международное право, международное частное право, европейское право и др.).

Существуют и другие классификации наук. Например, в зависимо-сти от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретические), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально-технических проблем.

Оригинальную классификацию наук предложил Л.Г. Джахая. Разделив науки о природе, обществе и познании на теоретические и прикладные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки и отпочковавшиеся от них частные науки. Например, к основным теоретическим наукам об обществе он отнес историю, политэкономию, право-ведение, этику, искусствоведение, языкознание. Эти науки имеют более дробное деление, например, история делится на этнографию, археологию и всемирную историю. Государствоведению как основной прикладной науке корреспондируют политика, управленческое дело, судопроизводство, криминалистика, военное дело, архивное дело. Кроме того, он дал классификацию так называемых «стыковых» наук:

- промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия);

- скрещенные науки, которые образовались путем соединения принципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизика, экономическая география);

- комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение).

В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.

Источник: Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. – С. 26-29 (138 с.)

• Формирование классификации методов транспортной диагностики (2014, 291с., SM091-025) - 24/03/2016 10:24