Вопрос-ответ
Восточная и западная наука |
Материал из категории Общие проблемы |
22.12.2011 10:48 |
Метки (тэги, tags): Восточная и западная наука термины, обозначающие особенности существования и развития науки в двух основных культурно-географических регионах мира - на Востоке и Западе. Наука, как и искусство, общечеловечна, принадлежит всем. «Национальной науки нет, - говорил А. П. Чехов, - как нет национальной таблицы умножения».
В разных частях света к науке сложилось свое, особое отношение. У каждого народа свой взгляд на мир, свое понимание вещей, а различные условия жизни предопределяют различие образов мышления, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на жизнь людей. Не только социально-политические и экономические, но и духовно-культурные факторы влияют на общественное развитие, которое затем формирует господствующее мировоззрение и идеалы. Многообразие мира предполагает многообразие форм его отражения. Базис, на котором выросли понятия «восточной» и «западной» науки, связан с тем, что развитие знания на Востоке шло совсем иным путем, чем в Европе и Средиземноморье. Восточное знание более интровертно, оно делает акцент на изучении человека и развитии его способностей в большей степени, чем на изучении природы самой по себе. Традиционно на Востоке знания являлись некой тайной, которая открывается только избранным. Носитель знания (гуру и т. п.) передает его только своим ученикам, которых тщательно отбирает из множества претендентов. Восточная наука более практична, она ставит своей целью указать человеку путь к достижению определенных целей, а не объяснять мир чисто теоретически, -из всякого объяснения мира обязательно следуют какие-то практические выводы. В этом отношении наука Востока очень напоминает магию в нашем современном представлении, поскольку знание в большей или меньшей степени влияет на практическую жизнь людей. В восточной науке нет единой парадигмы, а существуют множество школ, придерживающихся различных картин мира и способов познания. Противоположность способов производства в конечном итоге приводит к образованию различных систем духовно-культурных ценностей: если на Западе ценности формируются на базе приоритета прав отдельной личности и ее суверенитета, то на Востоке общенациональные ценности, имеющие приоритет по отношению к национально-государственным, общественным, корпоративным, религиозным интересам, превалируют над правами и интересами индивида (Востоку вообще чуждо понятие прав человека). Превращению Запада и Востока в мировоззренческие антиподы, помимо природных и социально-экономических факторов, способствовали также и религиозные системы, являвшиеся основой миропонимания в древних и средневековых обществах. В результате подданный восточного государства, власть которого освящена религией и церковью, с молоком матери воспитывался рабом существующего строя, не помышлявшим о его изменении, тогда как мировоззрение западного человека основано на сомнении и свободе мысли и высказывания. Исследователи считают, что Восток глубоко пессимистичен, потому что знает о злых духах, ощущает в своем теле и в душе их присутствие и действие, но не чувствует присутствия благостного Бога, который может их изгнать и защитить людей. Спиритический Запад поверхностно оптимистичен. В отличие от экстравертивных европейцев, людей голоса, интровертивные азиаты - люди зрения (мудрость Востока - мудрость битых, иметь свой голос опасно). Не отсюда ли увлечение каллиграфией - «геометрией духа», живописью. Западная наука зиждется в основном на экспериментальном изучении отдельных явлений с последующим построением общей теории, которая связывает эти явления. Восточному образу мысли присущ целостный подход к изучению явления, при котором явление изучается без предварительного рассмотрения отдельных его частей. Западный, аналитический подход изначально ограничивает наши представления о реальности, а его развитие породило западную техногенную цивилизацию со всеми ее достоинствами и недостатками. Основу целостного восприятия составляет духовное самосовершенствование в гармонии с Природой. Разница между Западом и Востоком в изучении реальности отразилась и на методах исследования. Если на Западе наука о законах природы использует в качестве инструмента физику и математику, то на Востоке основным инструментом являются человеческое тело, его психика и его сознание. Западные исследователи называют себя учеными, в то время как исследователи на Востоке представляются как искатели. Наука на Востоке не просто существовала, но и развивалась. Арабы, обладали обширными знаниями о звездах и ориентировались по ним в своих длительных походах через пустыню. Предписание, чтобы мусульманин молился лицом к Мекке, потребовало знаний о размерах и форме Земли. На Западе наука окупала себя новыми технологиями (вроде парового двигателя) и привлекала денежные средства из промышленности, тогда как на Востоке она оставалась зависимой от благоволения властей предержащих. Научно-технические открытия и изобретения не внедрялись в экономику, поскольку она сверх меры была обеспечена дешевой рабочей силой. Новое время в Европе стало периодом бурного развития науки, вырвавшейся из оков церковных догм. Европейцы всегда уделяли наибольшее внимание естественно-научным и математическим дисциплинам, европейская наука Нового времени сосредоточилась на изучении и точном математическом описании материальных процессов. Таким образом, все, что можно было отнести к сфере духа (в том числе и психологических явлений), выпало из области действия науки либо изучалось такими же средствами, как и материальные процессы. Вторжение европейской науки и техники на Восток, вопреки ожиданиям европейцев, не привело к бурному прогрессу восточных стран. Европейское знание кардинально отличалось от восточного и крайне плохо совмещалось с ним. Европейцы превосходили индийцев и китайцев в технике, но отставали от них в области психологии. Поскольку техника приобретала все большее значение, восточные страны вынуждены были осваивать европейскую науку, которая, однако, продолжала стоять особняком по отношению к традиционному восточному знанию, потому что и методика, и цели познания, и логика на Востоке были совершенно иными. Противники европеизации сомневаются в необходимости следовать в развитии науки за Западом. Этот путь, по их мнению, ведет к разрушению традиционных духовных ценностей и насаждает отчуждение и меркантилизм. Такое понимание научных ценностей, свойственных представителям западной науки, приводит к глубоким различиям собственно в научной культуре. М. В. Кулиш Источник: Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 18-20 (318 с.) Метки (тэги, tags): Последние похожие материалы:
Более поздние похожие материалы:
|
Случаные тэги (tags)
Результаты тестов
Последние результаты | ||
---|---|---|
(ОНИиТС) Тема 01. Сущность науч. познания, знаний и науч. иссл.(18 тест.заданий) | 0.00 % | |
(ПДТСіОС) Тема 05.3 Робота над гіпотезою наук. дослідж. (12 тест.завдань) | 33.33 % | |
(ПДТСіОС) Тема 09.0 Загал. дані про статистику на транспорті (28 тест.завдань) | 46.43 % |
Перейти к тестам |