Вопрос-ответ
Человек |
Материал из категории Термины на русском |
02.07.2013 20:50 |
Человек 1) космо-био-социо-культурно-духовно-экзистенциальное существо. Все указанные измерения необходимы и достаточны, чтобы полностью задать структуру человека и описать его особенности. В биологическом плане человек представляет собой особый биологический вид, возникший на Земле примерно 3 млн лет назад. Для человека характерен свой генетический код, расшифровка которого к настоящему времени практически полностью завершена. В ходе антропогенеза у человека сформировались такие существенные признаки, как прямая походка, развитый мозг, способность осуществлять целенаправленную деятельность, создавать орудия труда, использовать язык как средство коммуникации и познания, вести коллективный образ жизни. В социальном плане человек оказался способным создавать различные социальные системы (от семьи до государства и огромных цивилизаций) и управлять ими. В конечном счете человек стал сам заложником созданных им социальных систем необходимостью их обслуживания и развития. Будучи носителем существующих общественных отношений и зависящим от них, человек вместе с тем всегда был и остался их творцом. Человек как культурное и постоянно творящее существо не сводим к совокупности наличных общественных отношений. В известном смысле он всегда находится выше их, относясь к ним как к продукту своего отчуждения. В экзистенциальном плане человек есть постоянно рефлексирующее и выбирающее существо, благодаря наличию у него сознания и самосознания. Экзистенциальная свобода — имманентное качество каждого человека, его тяжелый крест и одновременно условие развития. Только в качестве экзистенциального существа человек способен стать личностью, наделенной чувством ответственности за свою жизнь и за жизнь окружающих его людей (прежде всего близких ему). Благодаря экзистенциальности своего бытия человек всегда (пока он жив) остается незавершенным проектом с неопределенным будущим. Постоянная изменчивость, открытость и проблемность человеческого бытия уравновешивается только одним — его духовностью и причастностью к высшим инвариантам бытия всего сущего — его универсальным ценностям (Бог, Благо, Любовь, Добро, Истина и др.). Поворот к пристальному изучению человека, его природы, возможностей и предназначения — один из важных векторов развития современной постнеклассической науки. Эта тенденция имеет место и в философии науки. Она проявляется, во-первых, во все большем осознании человекоразмерного характера научного познания и всех его результатов, а во-вторых, в специальном изучении жизни науки и ученых в рамках такого нового раздела философии науки, как антропология науки. Источник: Лебедев С.А. Философия науки: Терминологический словарь. — М.: Академический Проект, 2011. — С. 222-223 (269 с.) Последние похожие материалы:
Более поздние похожие материалы:
|
Случаные тэги (tags)
Результаты тестов
Последние результаты | ||
---|---|---|
(ОНИиТС) Тема 01. Сущность науч. познания, знаний и науч. иссл.(18 тест.заданий) | 0.00 % | |
(ПДТСіОС) Тема 05.3 Робота над гіпотезою наук. дослідж. (12 тест.завдань) | 33.33 % | |
(ПДТСіОС) Тема 09.0 Загал. дані про статистику на транспорті (28 тест.завдань) | 46.43 % |
Перейти к тестам |