Вопрос-ответ
Русский космизм в науке |
Материал из категории Общие проблемы |
21.02.2012 23:45 |
Русский космизм в науке одно из направлений русского космизма, наряду с религиозно-философским (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков), эзотерическим (Е. П. Блаватская, Н. К. Рерих), поэтическим (Ф. И. Тютчев, А. И. Одоевский). Представителями научного космизма являются астроном К. Э. Циолковский, биогеохимик В. И. Вернадский, биофизик А. Л. Чижевский, физик Н. А. Умов.
Каждый из этих людей, оставаясь ученым, изобретателем, экспериментатором, тем не менее стремился выйти за пределы своей специализации к широким научным и философским обобщениям. Космизм - это учение о мире как органическом взаимосвязанном едином целом. Научный космизм можно определить как обоснование и конструирование космистской картины мира с помощью методов и материала различных наук. Наконец, русское направление научного космизма указывает на культурно-исторические истоки такого мировоззрения. Мировоззрение русского научного космизма можно представить в виде системы следующих принципов. 1. Холизм: рассмотрение Вернадским химии, биологии и социологии в геологическом, планетарном и космическом масштабах; анализ Чижевским взаимосвязи флуктуации солнечной энергии с историческими процессами, изменением уровня урожайности и цветения растений, рождаемости и миграций животных, распространения заболеваний, частоты смертей; активности микроорганизмов, гидрометеорологическим режимом. В данном случае холизм означает учение о всеобщей взаимосвязи по формуле «Все во всем» или «Все едино со всем», «Вселенная повсюду» (Циолковский) или по принципу «космического эха» (Чижевский). Холизм является требованием рассматривать любое явление в бесконечном космическом контексте (единство микромира, макромира и мегамира) как условие научного познания этого явления. 2. Монизм: единство духа и материи, которое ведет к панвитализму и панпсихизму - учение Вернадского о вечном существовании жизни; учение Циолковского о духовных атомах и вечном существовании разума. 3. Органицизм: понимание мира как целостной системы, организма. Этот принцип также предполагает нелинейность связей во Вселенной, которые нельзя свести к причинно-следственным цепочкам. Скорее речь идет о корреляционных зависимостях, соответствиях, «созвучиях», взаимовлиянии частей единого целого друг на друга и на само целое. 4. Эволюционизм: учение Вернадского о непрерывном развитии биосферы и ее переходе в ноосферу; учение Циолковского о космических эрах (рождение, становление, расцвет, превращение в лучистую энергию); учение Умова о единстве биологической и социально-экономической эволюции. 5. Циклизм: учение Чижевского о взаимосвязи космических, солнечных и планетарных 11-летних циклов; учение Циолковского об обратимости эволюции и второго закона термодинамики. Акцент на цикличности и ритмичности при этом приводит к представлению о мире не только как о законосообразном, но как и целесообразном целом, как о неком порядке, устойчивой структуре, гармонии, строе (т. е. научное и эстетическое представление о мире здесь нераздельны). 6. Натурализм: учение Вернадского о «веществе» биосферы и ноосферы; концепция общества как второй природы Умова. 7. Панморализм: понимание законов жизни и эволюции как оснований для альтруистической и общечеловеческой этики; осознание космической ответственности человека за существование и развитие жизни во Вселенной. 8. Утопизм: авторитарно-евгеничская утопия Циолковского; идеал безграничного наращивания богатств второй природы Умова 9. Синкретизм: объединение науки с философией (Вернадский), этикой (Умов), религией (Циолковский), поэзией (Чижевский). 10. Междисциплинарность: создание биогеохимии Вернадским, гелиобиологии и био-органоритмолої ии Чижевским. 11. Сциентизм: вера во всемогущество и безграничные возможности развития науки как прогрессивной космической силы. Эта система принципов может быть понята как особая научная картина мира, которая многими учеными рассматривается как интегральное мировоззрение современной науки, объединяющее ее различные культурные и исторические формы. Русский космизм в науке возник не на пустом месте. Во-первых, предпосылки его появления можно обнаружить в традициях русской культуры, а именно в ее православных корнях. Для православного мировоззрения характерна прежде всего софийность. Последняя подразумевает представление о мире как чем-то одухотворенном и эстетически устроенном. Не менее значимой для православия является идея всеобщего спасения и обожения, которая предполагает космическую роль человека как существа, соединяющего Божественное и мирское в процессе истории. Кроме того, центральной для православия является идея о единстве макрокосма и микрокосма. Вторым источником космизма можно считать русскую философию. Здесь следует выделить идеи всеединства (единство Бога, мира и человека), соборности (идея соборного, церковного, совместного познания Вселенной в противоположность индивидуальному и субъективному), эротизма (стремление всего сущего к неразрывному единству через процессы космической, биологической и исторической эволюции), характерные для русской религиозной философии. Несомненно, что кроме русской традиции на космизм повлияли также западные и восточные. Среди западных - это учение о космосе В. Гумбольдта, философия А. Бергсона (учение о жизненном порыве и восходящей эволюции как основаниях существования Вселенной). Среди восточных учений - это религиозные традиции индуизма, прежде всего идеи Упанишад. Однако синтез западного и восточного не отрицает, а как раз подчеркивает самобытность русского космизма. Однако к предпосылкам возникновения космизма относятся не только русские культурно-исторические традиции, но также и внутринаучные процессы. Во-первых, это далеко зашедшая к пер. четверти XX в. дифференциация наук, которая настоятельно требовала их интеграции и объединения; во-вторых, это дегуманизация наук. Образцом для всех наук стали физика и математика, которые исключали из научной картины мира жизнь и разум, а следовательно человека. Русский же космизм взял за исходный пункт именно живое, разумное и человеческое начала, по отношению к которым физическое оказывалось вторичным (идея Вернадского о неживой природе как «останках» природы живой). Наконец, в-третьих, это оторванность науки от жизни, ее отвлеченность и абстрактность. Русский же космизм настаивал на том, что наука - это социальная, «геологическая», космическая сила, которая должна изменять и преображать жизнь, расширять пространство существования живого и продлевать время этого существования, регулировать процессы, происходящие во Вселенной и направлять их в нужное русло. В современной науке идеи русского космизма распространяются и развиваются прежде всего в той сфере, которая ближе стоит к человеческой практике - а именно в экологии, комплексных исследованиях и анализе и моделировании глобальных проблем, процессов и тенденций. Но основная функция русского космизма не исследовательская и не прикладная, а методологическая и мировоззренческая, т. е. ориентация научного знания на определенные нормы, ценности, принципы и идеалы. Ю. Л. Халтурин Источник: Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 215-217 (318 с.) Последние похожие материалы:
Более поздние похожие материалы:
|
Случаные тэги (tags)
Результаты тестов
Последние результаты | ||
---|---|---|
(ОНИиТС) Тема 01. Сущность науч. познания, знаний и науч. иссл.(18 тест.заданий) | 0.00 % | |
(ПДТСіОС) Тема 05.3 Робота над гіпотезою наук. дослідж. (12 тест.завдань) | 33.33 % | |
(ПДТСіОС) Тема 09.0 Загал. дані про статистику на транспорті (28 тест.завдань) | 46.43 % |
Перейти к тестам |