Вопрос-ответ
Познание как ценностная функция |
Материал из категории Общие проблемы |
21.02.2012 11:50 |
Познание как ценностная функция Современная теория познания содержит многообразие критериев адекватности познавательной деятельности. Это множество критериев увязано в систему, руководствуясь которой можно сделать познание более эффективным. Эта же система является основанием для приписывания познавательным действиям перформативных значений: «выполнено», «не выполнено».
Перформативные (performative) значения действий характеризуют факты выполнения или невыполнения этих действий (имеют ли эти действия место в действительности или нет). В частности, организация системы перформативных значений действий (в том числе и познавательных) необходима для создания автономных роботов с «искусственным интеллектом». Однако интеллект (как естественный, так и искусственный) не сводится полностью к фактам и их логической взаимосвязи. Необходимой (существенной) подсистемой интеллекта является система ценностей. Поэтому интеллект ученого нельзя полностью редуцировать к системе логических операций с фактами. (Такая редукция допустима и полезна лишь как научная абстракция, оправданная в некоторых, но не во всех случаях.) Обладая интеллектом, ученый систематически приписывает действиям (в том числе и познавательным) какие-то аксиологические (ценностные значения): художественно-эстетические; морально-правовые и т. п. Ценностные (аксиологические) значения конкретных действий в конкретных условиях являются вполне определенными (постоянными), если определен оценивающий субъект. Для обсуждения постоянных ценностей естественный язык вполне пригоден (если значения используемых слов зафиксированы). Просветительская доктрина настаивает (в самом общем виде) на том, что познание есть благо (независимо от ценности того, что познается). Обскурантистская доктрина настаивает (в самом общем виде) на том, что познание есть зло (независимо от ценности того, что познается). Противостояние этих двух прямо противоположных экстремистских концепций познания оформляется на естественном языке, который для этого вполне пригоден. Однако противостояние это - логико-философский тупик. Просветители не способны объяснить факт положительной морально-правовой оценки защиты всевозможных тайн (государственных, военных, банковских, коммерческих, врачебных, семейных, следствия, исповеди и т. п.) от познания. Как могут они объяснить факт существования уголовной ответственности за промышленный шпионаж или за измену родине в форме шпионажа, если учесть, что сущность шпионажа - познание. В свою очередь, обскуранты не могут объяснить факт положительной морально-правовой оценки познавательной деятельности прокуратуры, расследующей преступление, или врача, устанавливающего диагноз, или ученого-физика, стремящегося открыть для человечества новый источник энергии (или сделать более безопасным старый). Оказывается, что ценность познания функционально зависит от ценности объекта познания. Изменению ценности познаваемого объекта однозначно соответствует изменение ценности познавательной деятельности. Для описания функциональных зависимостей изменяющихся оценок познания от переменных оценок его объектов естественный язык мало пригоден: слишком неточен (в противном случае разговоры о функциях и переменных в математике и физике велись бы на естественном языке). Для успешного выхода теории познания из тупика противопоставления просветительской и обскурантистской концепций необходим искусственный язык, включающий в себя символы, обозначающие переменные и функции. Некий вариант такого языка, предназначенный для точного определения и анализа познания как ценностной функции, используется в настоящей статье. Те, кто принципиально не желают употреблять слова «переменная» и «функция», а также иметь дело с искусственными языками, формулами и таблицами, просто не желают расширять свой мир, передвигать его границы, обсуждать то, что лежит за его пределами, ибо, согласно справедливому утверждению Л. Витгенштейна, «границы моего мира суть границы моего языка». Ограниченность человека, использующего только естественный язык, заключается, напр., в том, что он не может достаточно точно говорить о функциях, ибо (как учат уже в средней школе) функции определяются либо графиками, либо уравнениями (формулами), либо таблицами. Такого рода объектов в естественном языке не предусмотрено: он не предназначен для их обсуждения. В самом общем и точном виде адекватный перевод с языка формул и таблиц на естественный язык невозможен: теряется нечто очень важное, главное. Источник: Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 196-197 (318 с.) Последние похожие материалы:
Более поздние похожие материалы:
|
Случаные тэги (tags)
Результаты тестов
Последние результаты | ||
---|---|---|
(ОНИиТС) Тема 01. Сущность науч. познания, знаний и науч. иссл.(18 тест.заданий) | 0.00 % | |
(ПДТСіОС) Тема 05.3 Робота над гіпотезою наук. дослідж. (12 тест.завдань) | 33.33 % | |
(ПДТСіОС) Тема 09.0 Загал. дані про статистику на транспорті (28 тест.завдань) | 46.43 % |
Перейти к тестам |