Главная Общие проблемы Мировоззренческие универсалии культуры

Вопрос-ответ

Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом Культ науки и провозглашение ее как наивысшей ценности развития человеческой цивилизации привел к...
Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем Своеобразная организационная открытость мира предполагает различные...
Какое значение имеют аналогии в теоретическом поиске В современном процессе научного исследования достаточно ощутимой становится роль аналогий. Перенос...
Как можно охарактеризовать систему знаний, формирующуюся в эпоху Римской империи Расцвет Римской империи, связанный с захватом соседних территорий и...

Разместить рекламу на сайте

Мировоззренческие универсалии культуры

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Материал из категории  Общие проблемы
15.02.2012 08:28

Мировоззренческие универсалии культуры

базовые положения человеческого миропонимания, общепринятые категории восприятия мира, характеризующие культуру и влияющие на формирование картины мира.

Мировоззренческие универсалии культуры определяют способ существования и действия человека, образуя между собой единство противоположностей. Культура при этом характеризуется как плодотворное, производительное существование человека, который является существом универсальным, способным творить «по любой мерке» (И. Я. Лойфман). Отсюда исторически складывающаяся амбивалентность предпочтений и авторитетов, входящих в универсалии культуры и имеющих мировоззренческий характер. В своей исторически исходной форме мировоззрение - продукт развитых мифологических систем. В них чувственно-обобщенное структурирование реальности, ее моделирование осуществляется на основе структурного уподобления микрокосма-человека макрокосму-Вселенной: в качестве модели мира и элементарного образа миропорядка человек использует свое собственное тело, кровнородственные и социальные отношения. Миф как первая и исходная мировоззренческая универсалия культуры сопоставляет человека с миром и мир - с человеком, открывая общие им структуры порядка. Миф открывает, с одной стороны, двойственность бытия, раздвоение единого на противоположности, многообразие единого, а с другой - целостность бытия, связь всего со всем, единство многообразия. Миф как синкретическое образование является тотальной моделирующей знаковой системой, представляющей общие структуры миропорядка через поляризацию и когеренцию (Е. М. Мелетинский).

Историческая дифференциация мифа привела к формированию в культуре ряда особых мировоззренческих универсалий. Правило - элементарная технологическая универсалия культуры. Культура определяется при этом как созданные разумом и руками людей условия, средства и механизмы их жизнедеятельности. Действия человека определенным образом организованы, подчиняются известным правилам, всегда связаны с теми или иными схемами и алгоритмами, т. е. выступают в виде какой-то технологии. В контексте различных культур существуют негласные правила, которые диктуют способы, какими должно производиться формирование и функционирование личности в обществе (А. Вежбицкая).

Высшие правила поведения человека, являющиеся его мировоззренческими ориентирами, получили названий максим культуры. В максимах сконцентрирован духовный опыт народа, его мудрость как итог многовековой практической деятельности (фольклорные изречения) и как продукт художественно-литературного и теоретико-познавательного освоения действительности (авторские изречения). Правило диктует человеку способ целесообразного поведения, предлагает выбор данного способа поведения как образцового. Идеал - элементарная аксиологическая универсалия культуры, позволяющая определить культуру как исторически определенную систему правил и идеалов жизнедеятельности людей. В идеале концентрируются ценностный мир культуры, ее духовность. Идеал как воплощение желаемого и должного образа общественной и личной жизни (идеал общества и идеал личности) определяет смысл действий человека, выбор типа поведения как желаемого и должного, объединение действий людей в единое целое и в конечном счете осмысление исторической перспективы человеческого бытия. Идеал - это ядро нормативно-ценностной системы. Идеал представляет собой органичную форму предвидения, которая реализуется через актуализацию потенциального содержания в сознании человека (И. Я. Лойфман). Реализация идеала в рамках культуры связана с осуществлением в жизни человека проекта, который является для него ценностно-значимым. Образ жизненного проекта всегда предугадывается в ряду многочисленных возможностей, предоставляемых человеку культурой для самореализации.

Как мировоззренческая универсалия культуры, идеал необходим для осуществления человеком выбора, который является актом свободы, предполагая единство целей и средств. Каждый человек тем свободнее, чем более действенные средства он имеет для реализации своих целей. Правила и идеалы выражаются, функционируют и передаются от человека к человеку посредством языковых знаков. Знак - коммуникативная универсалия культуры; соответственно культура характеризуется как исторически определенная система знаков, как символическая действительность. Закрепление знаковой системы в культуре является нормативным. Норма - социально-политическая (идеологическая) универсалия культуры, в связи с которой культура может быть рассмотрена как социально унаследованный комплекс способов жизнедеятельности. Нормативная дифференциация параметров базовых универсалий культуры позволяет рассматривать различные типы мировоззрения. При формировании типов мировоззрения определяющими факторами выступают исторический, социальный, политический, национальный, этнический факторы. Между любыми двумя индивидуальными картинами мира могут устанавливаться отношения совместимости или противоречия.

Индивидуальные картины мира могут быть ортогональны друг к другу (Дж. Холтон). Для каждого конкретного исторического момента времени и в конкретных культурных условиях справедливо, что отдельные элементы частично совпадающих, совместимых индивидуальных картин мира сохраняют свою качественную специфику и относительную самостоятельность. В силу того, что каждая картина мира состоит из множества разнообразных элементов и допускает широкое многообразие своих индивидуализированных вариантов, ни один из этих вариантов не может рассматриваться в качестве универсального случая. Все индивидуальные картины мира, включая и их концептуальное, научное ядро, действенны и функциональны только в том случае, если мир воспринимается, а деятельность их носителя строится на их собственном, внутреннем языке. Данное обстоятельство определяет тот факт, что для мировоззренческих универсалий культуры, как и для любого явления человеческой жизни, характерна тенденция к трансформации, историческому изменению.

А. В. Севастеенко

Источник: Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 109-110 (318 с.)




Подобные материалы:
Последние похожие материалы:
  • Наука и власть - 15/02/2012 08:44
    Наука и власть Соотношение науки и власти определяется в первую очередь соотношением науки и идеологии: именно государственная идеология во многом оп…
  • Наука - 15/02/2012 08:41
    Наука важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности, лежащая в основе развития современной цивилизации, ориентированная на получение истинного знани…
  • Наглядность - 15/02/2012 08:37
    Наглядность представленность скрытой реальности в формах вторичной чувственности. Если какую-либо совокупность обычных представлений о мире или отдел…
  • Наблюдение - 15/02/2012 08:34
    Наблюдение способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира. Как метод эмпирического исследования, наблюдение - это целенапр…
  • Моделирование - 15/02/2012 08:31
    Моделирование это метод познания, который предполагает построение и изучение модели, а затем перенос полученных данных на моделируемый объект - ориги…
Более поздние похожие материалы:
  • Методы научного познания - проблема классификации - 15/02/2012 08:24
    Методы научного познания: проблема классификации Научное познание есть институционально закрепленный вид деятельности, в котором освоение человеком о…
  • Методология неклассической науки - 15/02/2012 08:20
    Методология неклассической науки В современном научном познании сосуществует множество методологических стратегий исследования, которые тем более диф…
  • Методология науки - 15/02/2012 00:04
    Методология науки это проблема, вокруг которой вращается вся гносеология и философия науки. Уже в XVII в. идеологи новоевропейской науки отличают на…
  • Метод антиномий - 14/02/2012 23:59
    Метод антиномий Первоначально термин «антиномизм» возник в XVI в. в протестантской теологии, а впоследствии стал применяться в эпистемологии и филосо…
  • Метод альтернатив - 14/02/2012 23:55
    Метод альтернатив метод решения научных проблем путем сопоставления и взаимной критики конкурирующих между собой теорий. Общая идея этого метода сфор…

 

Случаные тэги (tags)

Результаты тестов

Последние результаты
(ОНИиТС) Тема 04. Организация творческой деятельности (7 тест.заданий) 71.43 %
(ОНИиТС) Тема 04. Организация творческой деятельности (7 тест.заданий) 71.43 %
(ОНИиТС) Тема 03. Эффективность и критер. науч. исслед. (9 тест.заданий) 55.56 %
Перейти к тестам
Естествознание 1) совокупность наук о неживой и живой природе, их различных областях и...
Библиографическое издание 1) информационное издание, содержащее упорядоченную совокупность библиографических записей (описаний). В него включаются...
Личность в науке 1) субъект научного познания, обладающий развитым чувством свободы и потребностью в ней как базовой ценности, самодостаточностью, ярко...
Логическое противоречие 1) наличие или возникновение формальной конструкции «А и не-А» в любой системе знания. Такие конструкции запрещаются законами...
Античная наука 1) один из культурно-исторических типов науки в ходе ее длительной эволюции. Сформировался в Древней Греции примерно в VI — IV вв. до н....
Социальные ценности это материальные, социально-политические, духовные и др. ценности, которые значимы для жизни человека в обществе. Социальные ценности...
Научное познание процесс получения эмпирических и теоретических знаний, ориентированный на решение проблемы, имеющий доказательный...
Гуманитаризация науки все более усиливающийся процесс обращения науки к проблемам человека, а также построение науки как деятельности с учетом личностных...
Эволюционный подход в науке совокупность теоретических и методологических положений эволюционной теории, используемых в качестве концептуальной модели...
Аксиоматический метод  традиционно определяется как такой способ дедуктивного построения научной теории, когда ее основу составляют лишь некоторые,...

Научные исследования в логистике и на транспорте Copyright © 2011-2018. При использовании материалов сайта - гиперссылка обязательна. All Rights Reserved.

Бесплатный анализ сайта