Главная Общие проблемы Культурология науки

Вопрос-ответ

Включено ли научное сообщество в состав оснований науки Американский историк и философ Томас Сэмюэл Кун (1922— 1995) усматривал в качестве основания...
Как взаимосвязаны социальные и внутри научные ценности Проблема осмысления взаимосвязей социальных и внутринаучных ценностей требует особых усилий...
Каковы особенности механистического естествознания и его методологии Хронологически период классического естествознания, а значит, становление...
В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности Представления древних греков о мире, его возникновении, развитии и строении...

Разместить рекламу на сайте

Культурология науки

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Материал из категории  Общие проблемы
14.02.2012 23:24

Культурология науки

одно из направлений в исследовании науки, характеризующее ее как явление культуры. Культурология науки существует наряду с социологией и эпистемологией науки, которые соответственно раскрывают науку как явление социальной жизни и как особую разновидность познания и знания.

Культурологические исследования науки могут проводиться на разных уровнях. Можно выделить по меньшей мере два уровня рассмотрения науки - философско-культурологический и конкретно-культурологический. В конкретных культурологических исследованиях представлен богатый материал во всей его возможной полноте о состоянии и факторах зависимости науки, как и других форм духовного творчества человечества (религии, искусства, морали и др.), от той культуры, в которой она возникла и существует. При этом наука сама рассматривается как показатель и фактор развития и состояния той или иной культуры. Так, раскрывая особенности индийской, вавилонской или египетской культуры, нельзя обойти вопрос о достижениях в науке данных культур; и культурологи, как правило, обосновывают, почему, напр., восточная наука носила сугубо практический характер - в отличие от древнегреческой. Понятно, что культурология науки в данном случае близка культурологии религии, искусства и других форм культуры, поскольку культурно-исторические факторы, их обусловливающие, тесно связаны между собой. Рассматриваемый уровень культурологии науки по сути дела невозможен без исторических исследований, поскольку каждое данное состояние культуры детерминировано ее прошлым. Поэтому можно сказать, что конкретный уровень культурологии науки сопряжен с историей науки такого же уровня.

Философско-культурологический уровень осмысления науки предполагает и полагается на конкретно-культурологические исследования в качестве своего базового материала. Вместе с тем отождествлять эти два уровня было бы неправомерно. Философия отыскивает аргументы в пользу сущностного рассмотрения науки как явления культуры. Что понимать под этим?

Дело в том, что молчаливое признание одинаковой зависимости всех духовных образований человеческой жизни от культуры в отношении науки имеет определенную особенность. Чаще всего исследователи науки считают, что, в отличие от искусства или религии, наука является надкультурным (или межкультурным (интеркультурным)) образованием; другими словами, она в своем содержании не зависит от того, где она существует - в Китае или в России: математические формулы или химические реакции повсюду одинаковы. Данный аргумент приводит к еще более сильной позиции: наука -это та составляющая человеческой культуры, которая, в силу своей универсальности, одинаковости, способна переводить уникальные достижения тех или иных культур в нечто общезначимое, общечеловеческое, т. е. наука - это единственный инструмент для подлинного диалога культур. Подобной позиции придерживались такие крупные мыслители, как В. И. Вернадский и К. Поппер.

В философско-культурологических исследованиях науки существует и прямо противоположная позиция. Ее сторонники считают неправомерным говорить о некой общечеловеческой науке: с их точки зрения, наука - это конкретно-историческое явление, привязанное к тем или иным культурным регионам, возникающее в определенных условиях. Так, напр., Э. Гуссерль считал, что наука по своей природе явление сугубо европейское, она возникает в VII-VI вв. до н. э. в Древней Греции как особое теоретическое отношение человека к миру, органически соединенная с философией; возникновение науки свидетельствовало, согласно его позиции, о революционизировании всей культуротворящей деятельности человечества. По его мнению, несмотря на то, что древнегреческая наука потом начинает транслироваться в другие культурные регионы, она остается по своему духу западноевропейским продуктом, поскольку восточные культуры формируют иной, не теоретико-созерцательный, а практический (или мифорелигиозный) способ отношения человека к миру.

Есть еще одна интересная позиция в решении вопроса о том, является ли наука по природе своей феноменом культуры. Наиболее аргументированно она представлена О. Шпенглером. Он известен как один из основоположников концепции культурно-исторических типов, которая в противовес идее всемирной истории утверждает существование человечества в форме замкнутых локальных культур, каждая из которых имеет свои временные и пространственные параметры. Последовательно проводя данную позицию, О. Шпенглер настаивает на том, что нет универсальной науки, нет общей математики или физики и т. п., - для него наук столько, сколько существует культурно-исторических типов, в принципе способных выработать научную сферу деятельности. Он приводит многочисленные примеры по античной и западноевропейской, арабской и египетской науке и т. д. Важный принцип его концепции - признание корреляции между разными составляющими каждой данной культуры. Так, неисторичной по духу античной науке отвечают статичная физика, статуарная математика и телесное право, тогда как историческому духу западноевропейской культуры отвечает динамическая физика, дифференциальное и интегральное исчисление в математике, способное выразить в формулах движение, а также невещественное право.

Безотносительно к названным позициям в современной философии науки, начиная с 70-х гг. XX в., активно проводятся исследования того, какое влияние на науку, на само содержание научных знаний оказывают литература, музыка, идеология, религиозные воззрения и все остальные составляющие любой культуры. До этого времени в философии науки доминировали установки позитивистской традиции, которая ориентировалась на исключение из науки всего того, что является вненаучным. При этом наука оценивалась как самодостаточное образование, которая своими достижениями способна влиять на жизнь общества, но сама-то она развивается по законам только внутренней логики науки. В соответствии с этой установкой одной из задач научно-исследовательской деятельности является исключение всего субъективного, всех человеческих привнесений, а это как раз и есть то, что связано с культурой, ведь она творение человека.

Итак, уровни культурологического исследования науки связаны между собой: без конкретного материала философские рассуждения о культурной природе науки превратились бы в бездоказательную схему, тогда как без концептуальных философских оснований конкретная культурология предстала бы в виде склада лишь фактуального материала.

Н. В. Бряник

Источник: Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С. 87-88 (318 с.)




Подобные материалы:
  • Язык науки - 03/07/2013 10:55
    Язык науки 1) язык, специально вырабатываемый учеными для фиксации и передачи максимально точной, однозначной, определенной и обоснованной информации…
  • Этика науки - 03/07/2013 10:41
    Этика науки 1) совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых по отношению к: 1) научному знанию (когнитивная свобода и когнитивная ответ…
  • Экстраординарная наука - 03/07/2013 10:14
    Экстраординарная наука 1) категория философии науки Т. Куна, обозначающая революционную стадию (состояние) развития научной дисциплины (или более кру…
  • Экономика науки - 03/07/2013 10:06
    Экономика науки 1) область науки и практики, предметом которой является разработка методов и моделей эффективного экономического регулирования научно…
  • Школы в науке - 02/07/2013 21:09
    Школы в науке 1) одна из эффективных форм социальной организации научных исследований, как правило не имеющая формально-юридического статуса.
Последние похожие материалы:
  • Математический опыт (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) - 14/02/2012 23:47
    Математический опыт (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт) Математический опыт связан, с одной стороны, с развитием самой математики как науки, ее средств…
  • Математическая модель - 14/02/2012 23:44
    Математическая модель специфический идеальный конструкт, призванный замещать в опыте исследования встречающиеся в научной или технической практике яв…
  • Математизация науки - 14/02/2012 23:39
    Математизация науки процесс проникновения математических методов в науку. Принято выделять три этапа математизации науки. Первый состоит в том, что м…
  • Логика формальная - 14/02/2012 23:30
    Логика формальная наука, изучающая мышление с точки зрения его способности быть оформленным в языке. Термин «логика» от греч. ….) - наука о мышлении,…
  • Логика науки - 14/02/2012 23:27
    Логика науки анализ научного знания, существенно использующий методы и результаты современной логики. В силу того что современная логика практически …
Более поздние похожие материалы:
  • Культурная традиция - 14/02/2012 23:20
    Культурная традиция это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах …
  • Культура - 06/02/2012 08:58
    Культура 1) Генетически единая и актуально связанная с Универсумом форма радикального обновления Природы, способная не только к накоплению, но и к сп…
  • Креационизм научный - 06/02/2012 08:54
    Креационизм научный (от лат. creatio - сотворение) - фундаменталистское течение в современном естествознании, возникшее с целью обосновать (на основе…
  • Концепция эволюции науки К. Поппера - 06/02/2012 08:48
    Концепция эволюции науки К. Поппера основана на критике позитивистской доктрины логического анализа научных знаний, их несостоятельности и нежизнеспо…
  • Концепция науки П. Фейерабенда - 03/02/2012 17:01
    Концепция науки П. Фейерабенда Пол Фейерабенд (р. 1924) - один из представителей постпозитивистской философии науки, оппонент и друг И. Лакатоса. Кон…

 

Случаные тэги (tags)

Результаты тестов

Последние результаты
(ПДТСіОС) Тема 11.0 Стат. дослідження і описова статистика (22 тест.завдань) 45.45 %
(ПДТСіОС) Тема 13.0 Дисперсійний аналіз (19 тест.завдань) 26.32 %
(ПДТСіОС) Тема 12.0 Перевірка статистичних гіпотез (27 тест.завдань) 37.04 %
Перейти к тестам
Субъект классической науки 1) реальный субъект научного познания классического этапа ее развития (XVII —XIX вв.) — это либо отдельный ученый, либо...
Релятивизм 1) философская позиция, основу которой составляет абсолютизация относительного характера действительности и познания (Гераклит, Кратил,...
Гуманность 1) [от лат. humanus человечный] — любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому....
Социально-гуманитарная рациональность 1) совокупность требований к социально-гуманитарному знанию: социально-ценностная предметность, рефлексивность,...
Диалектический метод (филос.) 1) философский метод познания объективной реальности, моделирования ее структуры и динамики, который отвечает следующим...
Информация (от лат. informatia - внутренняя форма) - способность организованных систем избирательно реагировать на изменения во внешней среде своего...
Аспекты бытия науки  Под аспектами бытия науки понимаются сущностные признаки науки, которые являются необходимыми и достаточными для того, чтобы...
Язык науки 1. Это система символических средств, используемая в той или иной научной...
Дедуктивный метод получения новых знаний в науке Множество высказываний Г дедуктивно предполагает некоторое высказывание А (символически Г |— А), если и...
Ценность сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным...

Научные исследования в логистике и на транспорте Copyright © 2011-2018. При использовании материалов сайта - гиперссылка обязательна. All Rights Reserved.

Бесплатный анализ сайта